Эльчин Шихлинский: «Наказание за клевету и заведомую ложь должно быть адекватным»
Эксклюзивное интервью 1news.az с заместителем председателя Союза прессы, главным редактором газеты «Зеркало» Эльчином Шихлинским
- Эльчин муаллим, давайте поговорим о сегодняшнем состоянии СМИ в Азербайджане. Какова ваша оценка их деятельности, и считаете ли вы, что СМИ удовлетворяют «информационный голод» общества?
- Нельзя оценивать состояние СМИ, не сказав о том факте, что СМИ, словно зеркало, отражают состояние нашего общества. Я всегда говорил, что пресса в Азербайджане сильно политизирована, и говорить о свободной прессе у нас можно с большой натяжкой. Исключение составляет лишь несколько газет. Также стоит упомянуть о проблеме профессионализма. В Азербайджане зарегистрировано несколько тысяч печатных изданий, так называемых «принт-медиа». Регулярно же выходящих из них – всего несколько десятков. Если сравнивать количественный и качественный уровень наших изданий, то соотношение это на низком уровне. Есть, конечно, и профессионалы, но им крайне сложно работать в сложившихся в сфере СМИ условиях.
Если же говорить об удовлетворении потребности общества в информации, то в качестве ответа я могу привести вам вот какой пример: по завершению суда над бывшим министром здравоохранения Али Инсановым, им, уже осужденным, было произнесено последнее слово. Я специально просмотрел все выпуски новостей на всех азербайджанских телеканалах. Единственный телеканал, который сообщил о том, что состоялся последний день суда, был канал ANS. Да и они во время рассказа о завершении процесса больше рассуждали о темах, не имеющих отношения к делу.
На следующий день я проводил занятие на факультете журналистики БГУ. И на мой вопрос о том, что из произошедших за вчерашний день событий заслуживает большего внимания, услышал самые разнообразные ответы, кроме одного - о деле Али Инсанова. Это достаточно хорошо характеризует деятельность наших СМИ, ведь если о событии не знают даже люди, готовящиеся стать журналистами, то, что тогда говорить об остальных?
- То есть информативность нашей прессы оставляет желать лучшего?
- Журналисты и редакторы должны понять, что они не должны пытаться оценивать информацию, они должны просто передавать ее обществу. И переданная информация, в свою очередь, должна быть рассмотрена только как информация, а не как элемент политической борьбы. Приведу элементарный пример – очень часто проправительственные газеты вообще не освещают событие, а оппозиционные пишут о нем так, что создается впечатление об отсутствии правительства в государстве.
Неправильный подход к оценке информации - это одна из самых больших проблем нашего общества.
- В последнее время со страниц оппозиционных газет доносятся крики об отсутствии свободы слова в Азербайджане. В качестве примера авторы приводят недавние аресты журналистов, по их словам, «не угодивших» правительству. Как вы считаете, нарушили ли осужденные журналисты нормы журналисткой этики, и действительно ли их арест может служить примером гонений на свободу слова?
- В Азербайджане на данный момент арестовано 7 журналистов. Я хотел бы сказать, что в большинстве своем, норм и устоев журналистики в своей деятельности они не нарушали. Но если судить по нашей прессе, можно с уверенностью заявить, что никаких гонений на свободу слова у нас нет. Откройте любую газету, и вы убедитесь в том, что писать можно все что угодно и о чем угодно.
Вопрос лишь в том, чтобы журналисты не несли ответственности после публикации того или иного материала. Все дело в том, что нельзя сажать в тюрьму за то, что человек высказал какое-то свое суждение. Даже в том случае, если это суждение неправильное и противоречит чьим-то интересам. Свобода слова ставится под сомнение в одном случае – если за сказанным следует неадекватное наказание.
За клевету, за заведомо ложную информацию, разумеется, надо наказывать, но не тюремным заключением. Плохо то, что в нашей стране система общественного порицания как система наказания сведена к нулю. В цивилизованных странах с журналистами, уличенными во взятках или в клевете, перестают не то что работать, а даже здороваться. У нас же все наоборот. Я не хочу, чтобы меня поняли превратно, но у нас распространенная практика возводить бездарных личностей в ранг национальных героев.
Возьмем в качестве примера того же Али Инсанова. В зале суда он извинился перед оппозицией, сказав, что был не прав в своем отношении к ней. На это последовала бурная положительная реакция части общества, настроенной оппозиционно. Это удивляет, потому что раньше те же люди относились к тому же Инсанову резко негативно. Так что же изменилось? Он остался все тем же человеком, с теми же поступками. А из-за нескольких его слов его уже возводят в ранг героя. Хочу напомнить, что Али Инсанова я привожу лишь в качестве наиболее яркого примера.
- В самом начале нашей беседы мы говорили об очень большом количестве «принт-медиа» в Азербайджане. С чем связанно такое большое число для относительно небольшой страны?
- Большинство из этих изданий давно должны вылететь в трубу. Если бы их не учреждали и не финансировали определенные лица, количество газет и журналов непонятного толка резко сократилось бы. Для этого не надо никого арестовывать, проводит обыски, обвинять кого-то в терроризме. Можно просто ради интереса проверить, имеются ли в редакциях трудовые соглашения со своими сотрудниками. Ничего противозаконного в этом нет. Каждый работодатель обязан заключать со своими сотрудниками трудовые договора. Если просто потребовать от редакций выполнять закон, очень многое решится само собой. Это гораздо легче и цивилизованнее.
- Большинство проблем, описанных вами, связаны с достаточно низким уровнем профессионализма сотрудников СМИ. Неужели в стране нет кадров с хорошим потенциалом?
- У нас уже сейчас начинает чувствоваться нехватка грамотных русскоязычных людей. Молодые кадры, конечно же, есть, но существует очень много факторов, мешающих им работать журналистами. Журналистский хлеб очень тяжел. А оплата работы журналиста, по отношению к его труду, – очень низкая. Можно составить списки людей, ушедших, к примеру, из газеты «Зеркало» за последние годы. Журналисту просто очень сложно прокормить семью. На их место, конечно, приходят молодые кадры, но нужны годы для того, чтобы они набрались того опыта, что был у ушедших.
Анар Мамедов, 1news.az