Гия Хухашвили: «Грузия, как соседняя и союзная страна, остается актуальной сферой вложения инвестиций из Азербайджана»
Эксклюзивное интервью 1news.az с независимым экономическим экспертом Гия Хухашвили
- Насколько экономически развит регион Квемо-Картли (населенный преимущественно азербайджанцами)?
- Несомненно, по своему природному потенциалу – это один из самых богатых регионов Грузии. В экономическом плане он неплохо развивается. В Грузии есть регионы и похуже. Надеюсь, что со вступлением ГНКАР на рынок Грузии и последующим привлечением частных инвестиций азербайджанских бизнесменов в Грузию, в частности в Квемо-Картли, экономическое положение этого региона еще больше улучшится.
Что касается отношения к этому региону со стороны грузинских властей, то никакой враждебности я здесь не вижу. Конечно, есть проблемы, их много и власти пытаются что-то решить. С привлечением же азербайджанских инвесторов процесс решения проблем ускорится.
- Чем привлекателен для инвесторов регион Квемо-Картли?
- Этот регион богат полезными ископаемыми. В частности, есть много карьеров для добычи строительных материалов. Также он густо населен, что означает наличие большого количества рабочих рук.
Еще во времена СССР Квемо-Картли был развитым сельскохозяйственным регионом. То есть можно вкладывать средства в животноводство и растениеводство. Можно развивать мелкое производство, в частности перерабатывающую промышленность.
- Насколько экономически состоятельно азербайджанское население Грузии?
- Я не думаю, что азербайджанцы Грузии сейчас живут богато. Причина в том, что из-за тяжелого экономического положения наиболее одаренные в вопросах ведения бизнеса азербайджанцы выехали из Грузии на заработки в другие страны: Азербайджан, Россию, Турцию и т.д.
- Но если говорить об азербайджанских инвестициях в экономику Грузии в целом, насколько страна открыта них?
- В принципе, Азербайджан уже вступил на рынок Грузии. Что касается инвестиций в энергетическом секторе, то достаточно упомянуть покупку Азербайджаном Кулевского терминала. Решение принималось на государственном уровне, и это было не экономическое, а политическое решение. В банковской сфере также наметился прогресс после прихода в Грузию крупнейшего в Азербайджане Международного банка. Поэтому я не вижу каких-либо проблем в плане того, что кто-то по субъективным причинам будет мешать азербайджанским инвесторам в Грузии.
С другой стороны, в Грузии есть другая большая проблема, касающаяся всех инвесторов, а не только азербайджанских – это высокие инвестиционные риски. Пока в Грузии возможны инвестиции, политически гарантированные на государственном уровне.
Тем не менее, инвесторам из Азербайджана было бы выгодно вкладывать инвестиции в сферу перевозок нефтепродуктов. Потом в сельское хозяйство, перерабатывающую промышленность.
Сейчас у нас готовится законодательство по свободным экономическим зонам, и я думаю, что это может заинтересовать потенциальных инвесторов из Азербайджана.
- Насколько выгодно инвестировать в сферу туризма?
- Я не могу однозначно ответить на этот вопрос, так как туризм в Грузии развивался только последние несколько лет. Не думаю, что на рынке туризма осталось свободное место для других инвесторов, в частности из Азербайджана. К тому же, тот туристический бум, что мы наблюдаем сейчас, во многом раздут и потому лучше переждать какое-то время и все станет ясно.
- Недавний энергетический саммит в Кракове в рамках осуществления проектаNABUCCOмногие аналитики считают провальным, так как на нем отсутствовали приглашенные президенты Казахстана и Туркменистана - основных стран-экспортеров нефти и газа. Можно ли теперь говорить также о провале самого проектаNABUCCO?
- Я бы не был так категоричен, но на данном этапе так оно и есть. Потому что контраст был ярким и очень заметным. Осуществление этого проекта как минимум откладывается.
По итогам саммита в выигрыше остался Назарбаев, который сыграл дипломатически очень правильную игру. Он направил своего представителя в Краков и с «джокером» за пазухой сел за стол переговоров с Путиным. Этим своим поступком он показал Путину, что в случае неприемлемости дл Казахстана предложенных Россией условий Назарбаев введет в игру своего представителя в Кракове. Туркменский президент также сыграл довольно умно, отметив, что Транскаспийская магистраль остается актуальной.
Да и Азербайджан, несмотря на участие в Краковском саммите, не проиграл. Так как у Азербайджана есть разные направления экспорта нефти и уже разработанная инфраструктура. Единственно, кто проиграл по итогам встречи – Грузия. Дело в том, что позиции здесь как России, Казахстана, Туркменистана, так и европейских стран ясны. Но властям Грузии нельзя забывать о таком важном партнере, как Турция. Трубопроводы в направлении Турции уже построены и успешно функционируют. У Турции есть амбиции стать распределительным звеном в этой цепочке доставки энергоресурсов из Каспийского бассейна на мировой рынок. Поэтому активное участие Грузии и Азербайджана в проектировании трубопроводной системы в обход Турции может только раздражать ее.
Я бы советовал нашим президентам более осторожно вести себя в отношении Турции. Дело в том, что Грузия и Азербайджан являются звеньями одной геополитической цепи и Турция в этой цепи является третьим звеном. Поэтому мы всегда должны учитывать интересы этой страны и на данном этапе консультироваться с ней. Турция имеет большую силу в международной политике, и потому нет нужды ее раздражать, тем более в проекте, имеющем мало шансов на удачное воплощение.
Роман Темников, собкор 1news.az в Грузии