Мутирующий вирус террора : угроза с моря | 1news.az | Новости
Точка зрения

Мутирующий вирус террора : угроза с моря

11:40 - 17 / 07 / 2007
Мутирующий вирус террора : угроза с моря

«Усиление мер безопасности обьектов на суше может стать ключевым фактором в изменении целей террористов, так как морские пути, как они есть на сегодня, практически беззащитны»-Джеймс Копингер-Саймс, исполнительный директор британской компании по обеспечению безопасности судоходства Гудзон-Трайдент.

С тех пор как Соединенные Штаты объявили войну терроризму и устраниили правительство талибов и режима Саддама Хусейна, мир изменился.11 сентября стало поворотным пунктом, началом отсчета нового времени. Само осознание того, что никто не защищен, пришедшее впервые в этом поколении открыло новую перспективу, новый взгляд на себя и на мир. И по мере того, как осознавался масштаб этой угрозы, новое ощущение только укреплялось и становилось глубже. В общественном сознании Запада возникла полная мешанина, граничащая с паранойей: всех мусульман считают арабами, всех арабов - террористами или их пособниками, а все ближневосточные страны (включая верных союзников) вызывают, как минимум, подозрения. Жесткие визовые ограничения на въезд бизнесменов, студентов и просто туристов стали привычной политикой.

После атаки 11 сентября  основные усилия правительств и спецслужб в обеспечении безопасности и защите от террористических актов были направлены на исключение воздушной угрозы. Однако после  ужесточения мер безопасности на воздушном, а теперь, после терактов в Мадриде и Лондоне, и на железнодорожном транспорте, остался еще один путь нападения, менее охраняемый - с моря.Исследовательские структуры и спецслужбы в США, Англии и России все чаще получают определенные сигналы о террористической угрозе, прогнозируя возможность нападения террористов с большой вероятностью использования акватории Мирового океана.

Всемирное  судоходство, на долю которого приходится большая часть  товарооборота планеты, не только чрезвычайно обширно, но и плохо регулируется, находясь зачастую за пределами возможностей закона. Да и безопасность его удручающая. По данным крупнейшего страхового фондаLloydsofLondon, лишь три процента из 30 тысяч ходящих по морям судов имеют международный сертификат безопасности. Всего же мировой океан бороздят не менее 46 тысяч судов, посещающих более чем 2800 портов. В плавании находятся 1,2 миллиона моряков. Эти цифры показывают, что не  стоит недооценивать возможности, которые дает акватория для доставки боевых средств и атак террористическим организациям.


Основные приемы морского террора можно с большой долей достоверности назвать уже сегодня, основываясь на прецеденте числа атак, проведенных террористами в последних десятилетиях ХХ и в начале ХХI вв. Это захват крупных грузовых судов и пассажирских лайнеров для получения выкупа или выдвижения политических требований. В 1961 г. с такой целью был захвачен португальский лайнер "Санта Мария" (SantaMaria), в 1985 г. итальянский лайнер "Акилле Лауро" (Achille Lauro), в 1997 г.  российский пассажирский паром "Аврасия".  

Что же касается методов самой атаки, то наличие вооруженных кораблей, судов и катеров-брандеров (катер, нагруженный легкогорючими либо взрывчатыми веществами), предоставляет террористам большой выбор тактических приемов; некоторые из них не так давно были опробованы на практике. В 2000 году на рейде йеменского порта Аден два шахида на катере, груженном полутонной тротила, врезались в борт американского эсминца "Коул" (USSCole (DDG67) и подорвались. Несмотря на огромную пробоину, корабль остался на плаву, но погибли 17 моряков, а более 30 получили ранения. Два  года спустя, опять же у берегов Йемена, такой катер-брандер подорвал французский супертанкер "Лимбург" (VeryLargeCrudeCarrier MVLimburg). Учитывая же нынешние оперативные возможности террористов, можно предположить, что такого рода атаки неизбежны с поправкой на гораздо большую их эффективность.

По оценкам ООН, до 80% из 6 млрд т грузов, продающихся каждый год, перевозится морским транспортом. Из них почти 75% проходит через один из пяти основных «узких проходов»: Панамский канал, Суэцкий канал, Гибралтарский пролив, Ормузский пролив и Малаккский пролив.Террористические атаки на эти транзитные пути способны серьезно подорвать международную торговлю – каналы  могут быть заблокированными на недели или месяцы (а может быть, и намного больше, если будет использоваться «грязная бомба»- устройство содержащее подрывной заряд и радиоактивный материал).

Захват  супертанкера с последующим его подрывом и затоплением в крупном порту или международном проливе типа Малаккского еще более привлекателен для террористов – это может  привести к параличу экономики нескольких стран региона, не говоря уж о массовых жертвах среди населения и глобальном ущербе для экологии. Но использовать в качестве оружия похищенный танкер сложен по одной простой причине – как и в случае с самолетом, надо уметь им управлять. Есть  два пути управления захваченным танкером – либо  делать это самим, овладев соответствующим навыками, либо заставить экипаж захваченного судна выполнять приказания террористов. Но после 11 сентября террористам расчитывать на 100% содействие экипажа не приходится. Информация, предоставленная британским консультационным советом по безопасности Aegis Defence Services является тревожным доказательством. В марте2003 годас.г вблизи побережья Суматрыморские террористы в течение нескольких часов удерживали танкер-химовоз Dewi Madrim. Они вовсе не намеревались захватить в заложники команду как это обычно делают пираты Юго-Восточной Азии и их не интересовал груз – террористы  учились управлять судном на различных скоростях. Есть и другая информация об угрозе – резко  возросло количество похищений командного состава экипажа, прикрываемых целью выкупа, однако на деле ряд похищенных до сих пор томится в плену, а те, кому удалось вырвался на свободу, свидетельствуют, что их заставляли обучать искусству судовождения.

К примеру, в июне 2003 года «Абу Сайяф» (AbuSayyafgroup) отпустила иностранного инженера по техническому обслуживанию с хорошими навыками глубоководного плавания, похищенного в 2000 г. Он сообщил, что его захватчики хотели научиться плавать под водой. Еще одна группа подозреваемых хотела получить уроки у инструктора подводного плавания в Куала-Лумпур. И в том, и в другом случае этих людей не интересовала жизенно важная составляющая искусства плавания под водой – декомпрессия  в процессе подьема с глубины.

На первый взгляд, цель приобретения такого одностороннего опыта может вызвать подозрения насчет подготовки ко взрыву супертанкера. Однако для этого не обязательно обладать навыками глубоководного плавания . Более вероятно, что «Аль-Гаеда» и другие террористические организации проводят тренировки для атак на глубоководные буровые установки и платформы. Атаки на трубопроводы, соединяющие буровые платформы с дном океана, где установлено множество машинного оборудования для выкачивания на поверхность природного газа и нефти, могут нанести помимо серьезного экономического громадный урон окружающей среде.

Этими вариантами не исчерпываются возможности морского терроризма. Но и сказанного достаточно, чтобы понять реальность угрозы массовых жертв и глобального урона экономике. Террористические атаки наносят ущерб, схожий с тем, который наносят "обычные" преступники, стихийные бедствия, техногенные катастрофы и эпидемии. Человечество давно научилось справляться с их последствиями. Наибольший ущерб терроризм наносит не повреждая или уничтожая имущество, а создавая атмосферу страха и неуверенности. Именно психологический аспект террористических атак служит главной причиной экономических неурядиц, возникающих в атакуемом обществе - каждая террористическая атака производит впечатление, что подобные нападения будут продолжаться и впредь.

В первую очередь это оказывает влияние на бизнес, который начинает считать инвестиции в этот город, регион или страну рискованными и изначально пытается заложить в стоимость своих товаров или услуг дополнительную цену «за риск», что ведет к снижению деловой активности и росту цен. Боязнь терактов также заставляет бизнес больше средств тратить на обеспечение собственной безопасности, делая меньше более продуктивных инвестиций.
«Аль-Каида» и ее союзники, намеревающиеся распространить волну террора на Среднюю Азию, Кавказ и ряд регионов Ближнего Востока, несут с собой накопившийся опыт и уроки прошедших лет. «Партизаны» учатся быстрее военных, а Запад делает серьезные стратегические ошибки, в то время как экстремисты находят оригинальные и непредсказуемые тактические ходы.


Действия исламистов в Алжире в 1996-2001 годах обошлись экономике этой страны в $16 млрд. После того как палестинские террористы провели серию терактов в Кении, она столкнулась с оттоком туристов. Ежегодно эта
страна зарабатывала на туристах около $500 млн., после терактов убытки туристической индустрии составляли $1 млн. в сутки. Аналогичные процессы были отмечены в Индонезии после теракта на острове Бали. После того
как в Йемене террористами был атакован французский танкер "Лимбург", страховые компании в два раза повысили ставки для судов, заходящих в порт Адена, что привело к тому, что судовладельцы стали избирать иные маршруты для своих кораблей. В результате, грузооборот йеменских портов снизился вдвое. После теракта 2 июля, когда террорист-смертник на заминированном автомобиле протаранил толпу испанских туристов возле древнего храма царицы Балкис в провинции Мареб, Йемен официально попросил помощи Совета Безопасности ООН в борьбе с терроризмом.

Многое пережила наша страна. Не удалось избежать и встречи с международным террором. До боли не хочется даже представлять родину как потенциальную цель для террористов. Но реальность холодна – мир меняется, и пока «пояс шахида» будет играть роль политического аргумента, Азербайджан после подписания "Контракта века" на разведку и добычу нефти и газа с консорциумами иностранных компаний стал ключевым игроком в регионе, на которого обращено внимание мировой общественности.

В мае  был предотвращен теракт в Турции, когда турецкие правоохранители задержали следовавшую внаправлении Джейхана женщину-камикадзе с 11,3 килограмма пластиковой взрывчатки А-4, двумя ручными гранатами и 12 взрывателями. Полиция подозревает, что возможной целью камикадзе был трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан или энергетическая компания «Боташ», т.к. в Джейхане нет других стратегических объектов.  

В связи с опасностью, которую представляют акты терроризма для жизненно важных интересов Азербайджана, в том числе и на море, возникает потребность в противодействии им путем их выявления, предупреждения и пресечения. Угроза  терроризма требует значительно более энергичной реакции именно сегодня, так как меры, уже предпринятые, далеко не адекватны той опасности, которую она представляет -  эту необходимость надо воспринять трезво, как требующую принятия срочных и эффективных мер для предотвращения террористических атак. К тому же террористические акты на действующих нефтепроводах, танкерах или спорных нефтегазовых месторождениях могут не только вызвать серьезные экологические и экономические проблемы, но и спровоцировать межгосударственные столкновения.

Мир меняется – в XXI веке за промежуток времени, который потратили на обеспечение безопасности дороги соеденяющей Багдад с аэропортом, в прошлом были свергнуты режимы Бенито Муссолини, Адольфа Гитлера и императора Хирохито. Трудно сказать, удастся ли когда-нибудь сделать мир настолько счастливым, чтобы у людей не было стремления прибегать к террору, но, по крайней мере, можно осушить тот источник, из которого террористы черпают новые возможности.Предупрежден, значит вооружен!

Решад Азиз, военный аналитик, Вашингтон, США

Поделиться:
5542

Последние новости

Все новости

1news TV