Соглашение подписано, вопросы остаются
В преддверии национального праздника Франции – Дня взятия Бастилии было объявлено о подписании соглашения между «Газпром» и французской компанией «Тotal», о привлечении последней в качестве главного партнёра по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения на российском участке шельфа Баренцевого моря. Вроде бы ординарное событие, определяющее порядок взаимоотношений двух хозяйствующих субъектов, если бы не одно, а сразу несколько «но».
Чтобы понять и оценить значение подписанного договора, необходимо обратиться к предыстории этого события. Штокмановское месторождение природного газа было открыто ещё в 70-е годы прошлого века. Потенциальные запасы природного газа в нём оцениваются в 3,7 мрлн кубических метров. Извлекаемых объёмов газа таково, что можно обеспечить потребности в нём всей Европы в течении 3-4 лет. Борьба транснациональных корпараций за доступ к этому «лакомому кусочку» велась уж давно начиная со времён существования СССР. Активное участие в ней принимала и французская компания «Total», начавшая ещё в 1990 году переговоры с правительством СССР и чуть не подписавшая в 1992 году соглашения о разделе продукции уже с Российской Федерацией. В разное время на разработку Штокмановского месторождения претендовали такие компании как «ChevronTexaco», «Shell», «Statoil» и «Conodo PHillihs». Тем не менее выбор был остановлен на «Total»
.
Интригу этому выбору придаёт такой факт, что всего лишь в конце прошлого года руководство «Газпрома» заявляло, а недостаточности активов, предоставляемых иностранными компаниями в обмен на участие в освоении Штокмановского месторождения. И что разрабатываться оно будет «Газпромом» самостоятельно. Последнее заявление вызывало явное недоверие, поскольку несмотря на всю её финансовую мощь, у этой компании не хватает достаточного опыта, технических средств и технологии для разработки такого сложного морского месторождения удаленного от береговой линии почти на 500 км. Хотя не исключено, что за большие деньги «Газпрому удалось бы привлечь к участию в работе над проектом высококлассных иностранных специалистов. Но это отодвинуло бы сроки начала освоения месторождения.
Другое дело французская «Total», её послужной список таков, что даёт полное основание судить о том, что её специалистом под силу справиться с освоением такого рода месторождения. Это и разработка морских месторождений в Нигерии, участие в проекте «Белоснежка» по разработке газового месторождения в Северном море. Кроме того «Total» обладает технологией сжижения природного газа и по некоторым оценкам до 40% мирового рынка торговли сжиженным газом принадлежит ей.
Самый любопытный и интригующий момент состоит в том, как компания такого уровня, входящая в пятёрку крупнейших нефтегазодобывающих корпораций мира, согласилась на участие в проекте разработки Штокмановского месторождения на условиях «Газпрома». Фактически ей отводится роль сервисной компании по подготовке месторождения к эксплуатации. Ведь «Total» не допускается к недрам – ей не будут принадлежать никакие объёмы из добываемого газа, а владельцем лицензии на разработку Штокмановского месторождения является «Газпром». «Total» лишь будет принадлежать 25% доля в создаваемой на берегу компании, которая будет заниматься инфраструктурным обеспечением проекта. Причём у «Газпрома» в создаваемой компании будет 75% акций, и не исключается продажа части из них какой-либо ещё участнице проекта, при сохранении за российской стороной контрольного пакета акций в 51%.
Возникает совершенно новая ситуация в освоении недр России, когда отечественная компания привлекает транснациональную корпорацию фактически в качестве подрядчика. Остаётся загадкой, как «Газпрому» удалось пробить оборонительные ряды эти компаний. Не исключается возможность того, что взамен «Total» будет предложено участие в проекте разработки какого-нибудь материкового месторождения. Или в задачи создаваемой совместно с «Газпромом» инорраструктурной компании на берегу будет входить строительство завода по снижению природного газа? Ведь до этого не раз говорилось о возможности организации поставок сжиженного газа на восточное побережье США с этого месторождения.
С другой стороны «Газпром» проводит политику равноценного обмена активами за право участие в разработках месторождений на территории России иностранными компаниями. И с этой точки зрения представляет интерес , что предложила взамен французская «Total». Ведь активы этой транснациональной корпорации разбросаны по всему миру, в том числе и регионе Каспийского моря, в частности Азербайджане. Не исключено, что эхо подписанного в Москве соглашения отзовётся и в нашей республике, где «Total» обладает 10% акции в консорциуме по разработке месторождения «Шахдениз» и Южно-Кавказском трубопроводе. И не исключено, что в дальнейшем как это уже и бывало, может произойти смена акционеров проекта и быть внесены коррективы в планы экспортной политики на «Стадии II». К примеру газ с месторождения может пойти и в северном направлении, тем более, что инфраструктура для этого существует.
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции