Эстония отказалась праздновать День освобождения от фашистской оккупации
22 сентября Эстония отметит День сопротивления. Вообще-то в течение более 60 лет эта дата называлась по-другому – День освобождения Таллина от немецко-фашистской оккупации, но в марте президент страны Тоомас Хендрик Ильвес подписал поправки к закону «О праздниках и знаменательных датах».
Чтобы окончательно снять все вопросы о причинах переименования, авторы законопроекта сочинили пояснительную записку. Суть ее сводится к следующему: 22 сентября 1944 Эстония была не освобождена, а вновь оккупирована Советским Союзом. «После ухода отступавших под натиском советской армии немецких частей над башней Длинный Герман в эстонской столице развевался национальный сине-черно-белый флаг. Однако Красная армия в этот день захватила Таллин, и над столицей был вывешен флаг красных оккупантов», - изложили свою версию законодатели.
О необходимости переименования эстонские политики говорили давно, предлагая многочисленные варианты «восстановления терминологическо-исторической справедливости». Среди них - «День траура» и «День жертв оккупации». В результате после долгих дебатов решили все-таки выбрать «компромиссный», по мнению властей, вариант. Спасибо и за это. А также за то, что они отклонили предложение некоторых особо рьяных парламентариев запретить в этот день все памятные мероприятия, «несовместимые с почитанием памяти участников сопротивления».
Последние свой праздник уже отметили. 2 сентября у мемориального комплекса на Маарьямяги ветераны 20-й дивизии СС в сопровождении депутатов парламента и городских властей праздновали сразу две даты – 62 года окончания Второй мировой войны и 13 лет со дня завершения вывода российских войск (последние российские военные ушли из Эстонии в конце августа 1994-го). Возложением венков к памятным доскам частей, воевавших на стороне Германии, дело не ограничилось. Выступления больше походили на выяснения отношений с восточным соседом. «Во время войны у эстонцев не было иного выхода, как взять оружие у врага номер два, чтобы воевать против врага номер один. Потому что от врага номер один не приходилось ждать пощады», - разоткровенничался бывший министр иностранных дел Тривими Веллисте. Нынешний глава МИД Урмас Паэт предпочел на мероприятии не светиться и попытался заранее обезопасить себя от возможной реакции Москвы: «Надеюсь, этот митинг российская сторона не воспримет как очередную попытку переписать историю».
И действительно, на этот раз реакции из российского МИД не было.
Впрочем, оно и понятно. Ведь реальных результатов от многочисленных нот протеста, которые направляются в Таллин после очередного надругательства над памятниками советским солдатам, после встреч легионеров СС или судов над российскими ветеранами, попросту нет. Последний пример: в августе с санкции властей в Эстонии прошла «военно-спортивная игра» в память операции диверсионной группы «Эрна», действовавшей по заданию Абвера в тылах Красной Армии и уничтоженной в августе 1941 года. МИД России, как положено, написал ноту протеста. Молчание. Более того: за Таллин неожиданно вступилось немецкое министерство обороны, также откомандировавшее в Эстонию своих солдат – как там пояснили для «укрепления межгосударственного взаимодействия».
Накануне празднования (будем не слишком политкорректны) Дня освобождения Таллина президент Тоомас Хендрик Ильвес разразился недвусмысленным комментарием. Выступая на открытии экспозиции памяти правительства Отто Тиефа (того самого, которое нынешние эстонские власти считают незаконно свергнутым Красной Армией 22 сентября 1944-го), он приравнял коммунистов к фашистам. "Нет разницы между нацистами и коммунистами, - заявил глава государства. - И те, и другие действовали жестоко и репрессировали эстонцев. Правда состоит в том, что Красная Армия и НКВД «освобождали» Эстонию так же, как Вермахт и Гестапо до них».
Судя по этим заявлениям господина Ильвеса (который и до этого называл советские войска «шайкой бандитов», период, когда Эстония входила в состав СССР – «временем апартеида», и предлагал исключить Россию из «большой восьмерки»), до примирения двум государствам далеко.
Идею же национального, внутреннего примирения решили воплотить власти местечка Вистла на юго-востоке страны. 21 сентября они собираются открыть мемориал солдатам, воевавшим по разные линии фронта, – захоронить недавно обнаруженные останки пяти солдат 20-й дивизии СС рядом с воинами эстонского стрелкового корпуса, сражавшихся на стороне СССР. «Все они погибли в одном бою и должны покоиться в одном месте», - заявило местное руководство. Предусмотрительно добавив, что родственники погибших дали согласие на перезахоронение.
Но даже это - скорее исключение. Так что 22 сентября ровно половина страны будет отмечать День освобождения от фашизма, а другая половина – необъявленный День траура.
И – в качестве послесловия. Россия, обвиняя – совершенно справедливо – эстонские власти в гробокопательстве и надругательстве над памятью павших, сама прекратила финансирование Союза объединений российских граждан в Эстонии, который среди прочего ухаживает за могилами советских солдат. Наше посольство объясняет это тем, что «уход за захоронениями осуществляется, как правило, государством, в котором они находятся, а для этого необходимо подписать двустороннее соглашение».
Неужели действительно российские дипломаты надеются, что страна, власти которой видят в советских солдатах исключительно оккупантов, может такой документ подписать? А раз нет, то не проще было бы найти деньги, чтобы не было повода нас самих упрекать в неуважении к памяти погибших?
Елена Шестернина, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА-Новости