Еврокомиссия нам не указ
Как стало известно, Еврокомиссия одобрила подготовленный ранее пакет документов, направленных на реформирование рынка электроэнергетики Евросоюза.
Называется он «Новые правила владения энергетическими компаниями». Одобрение еще не означает принятия Евросоюзом и потому их обнародование в Брюсселе можно рассматривать как начало дискуссий. В том числе и с участием третьих сторон, интересы которых он затрагивает и самым непосредственным образом. Возможно даже, что их замечания или пожелания будут учитываться при окончательном утверждении документа.
В первую очередь это следует отнести к таким странам, как Россия, Саудовская Аравия и Алжир, крупнейшим поставщикам энергоресурсов на рынок Евросоюза. Принятие новых правил фактически ограничивает возможность участия крупных энергетических компаний этих стран в начавшейся с 1 июля текущего года либерализации рынка электроэнергетики Евросоюза. В Европе самым серьезным образом опасаются того, что накопленные в этих странах нефтедоллары могут быть брошены на скупку активов энергетических компаний стран-членов Евросоюза. По мнению многих обозревателей, новые правила призваны юридически закрепить сложившуюся в Евросоюзе практику недопущения нежелательных компаний из третьих стран на свой рынок сбыта энергоресурсов или до конечного потребителя. В подтверждение этому приводят в качестве примера скандал, который разгорелся в Великобритании, когда «Газпром» изъявил желание приобрести пакет акций одной из сбытовых энергетических компаний этой страны. Свое негативное мнение по этому поводу высказал даже тогдашний премьер-министр Великобритании Тони Блэр.
В чем же суть этих новых правил владения энергетическими компаниями в Евросоюзе, которые так болезненно восприняты в первую очередь в России. Она заключается в распространении принципов, заложенных в основу реформирования энергетического рынка Евросоюза на структуру компаний третьих стран, желающих принять участие в этом процессе. Либерализация этого рынка заключается в разделении функции поставщиков, распределения и сбыта энергоресурсов. Такая компания, как «Газпром», объединяющая в одном лице функции добычи, монопольное владение транспортной сетью и экспортных трубопроводов не может отвечать требованиям, предъявляемым Еврокомиссией. Следовательно, не может приобретать активы европейских энергетических компаний или участвовать в их инвестиционной программе. Правда, оговаривается, что политическое решение о допуске компаний, не отвечающих этим требованиям в энергосектор какой-либо страны Евросоюза возможно, но на него должно быть получено разрешение из «Брюсселя» как коллективного члена в целом. Причем в обязательном порядке. Как видим, процедура, весьма напоминающая худшие традиции бывшего СССР, когда в первую очередь восточноевропейским странам придется делегировать часть своего суверенитета Центру.
Вот это и дает повод российским чиновникам разного уровня обвинять Евросоюз в отказе от провозглашаемых им рынке принципов свободного рынка и даже проведения политики протекционизма на государственном уровне. Видимо, имея в виду Евросоюз как наднациональное образование. Хотя, думается, Евросоюз не столь однородная организация с точки зрения национальных интересов, как это кажется на первый взгляд. Дело в том, что потребление энергоресурсов, равно как и цены на них распределены довольно-таки неравномерно по странам-членам этой организации. До 70% всех потребляемых в Евросоюзе энергоресурсов приходится на такие страны, как Великобритания, Германия, Франция и Италия. Отношение во всех из них к вынесенному на обсуждение документу разное. Если в Великобритании рынок энергосбыта достаточно либерализован и там приветствуется принятие новых правил, то в других – неоднозначное. Ведь в случае принятия этого документа под его действие подпадут и такие энергетические гиганты, как германские «Е. ON», «BASF», французская «EDF» и итальянская «Enel», к которым правительства этих стран относятся с особой щепетильностью. Кстати, как раз эти компании наиболее активно участвуют в процессе обмена своими активами с российским «Газпромом». Поэтому можно предположить, что дискуссии по обсуждению представленных Еврокомиссией документов будут проходить достаточно остро в самом Евросоюзе.
В России же опубликованные в Брюсселе документы обещают изучить самым подробным образом, но уже предупреждают, что ответные меры будут зеркальными. Что же касается нашей республики, то мы находимся, образно выражаясь, не в той «весовой категории» для этой «схватки» гигантов энергетического рынка. Хотя не исключено, что наша нефтяная компания также была бы не прочь обзавестись кое-какими активами на европейском рынке или проинвестировать какой-нибудь проект там. Но и наша Государственная нефтяная компания не отвечает требованиям, предъявляемым Еврокомиссией к участникам энергетического рынка. Поэтому она ограничивается инвестиционными проектами там, где это ещё возможно, например в Грузии и Турции.
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции