Трудная судьба Nabucco
Как известно, Евросоюз самым серьёзным образом относится к проблемам своей энергетической безопасности. Особую озабоченность он придаёт такому факту, что более 50% поставок природного газа на европейский рынок приходится на долю всего трёх стран - Алжира, Норвегии и России.
При этом из России поступает 27%-30% от всего импорта природного газа. А такие страны как Австрия, Финляндия, Польша, Чехия, Эстония и некоторые другие чуть ли не на все 100% зависят от поставок российского природного газа. Поэтому одним из приоритетных направлений обеспечения энергетической безопасности, представленных Еврокомиссией для дальнейшего рассмотрения, является диверсификация поставщиков энергоресурсов на европейский рынок. И важное место в реализации этих намерений отводится планам строительства газопровода Nabucco.
Собственно, сам этот проект, название которого происходит от сокращенного имени вавилонского царя Навуходоносора, Nabucco был задуман ещё президентом США Джорджем Бушем старшим с участием Турции и Австрии. Суть его составляло осуществление поставок газа европейским потребителям в обход России. В дальнейшем эту идею подхватили в Евросоюзе, но к великому их сожалению до сих пор не сумели претворить её в жизнь. Серьёзным препятствием на пути осуществления этого проекта стало отсутствие стабильных поставщиков газа в долгосрочной перспективе для придания ему экономической основы. Но успешное продвижение и осуществление целого ряда нефтегазовых проектов в регионе Каспийского моря, наряду со складывающейся конъюнктурой спроса и цен на углеводородное сырьё в мире, позволяют по новому взглянуть на востребованность и перспективы проекта Nabucco. И, пожалуй, главную роль в этом сыграла позиция Азербайджана, заключающаяся в определении собственных приоритетов в направлении поставок своих энергоресурсов на внешние рынки. В пользу Запада основной поток азербайджанских нефти и газа по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум поступает на западные рынки через территорию Турции.
Всё это, наряду с пересчётом запасов природного газа месторождения «Шахдениз», происходящем при бурении новых скважин, выявлением «газовой подушки» на разрабатываемой консорциумом контрактной площади «Азери-Чираг-Гюняшли» и возможным обнаружением новых привлекательных с коммерческой точки зрения объёмов газа на других блоках в азербайджанском секторе Каспийского моря, делает нашу республику одним из ключевых игроков в реализации проекта Nabucco. Не говоря уже о предоставлении территории для транзита среднеазиатского газа для этого трубопровода. Поэтому неслучайно представительство австрийской компании OMV Gaz International - оператора пока ещё виртуального газопровода Nabucco - было недавно открыто в Баку. Ведь именно отсюда «рукой подать» до столиц государств, способных решить судьбу этого проекта, включая даже Иран.
В отличие от Азербайджана, где уже идёт полномасштабная разработка нефтегазовых месторождений, запасы углеводородного сырья в других странах Каспийского моря и, прежде всего, Туркменистане требуют больших инвестиций в доразведку и уточнение. Аналогичная ситуация с газовыми месторождениями сохраняется и в Узбекистане, ещё одним потенциальным поставщиком сырья в газопровод Nabucco. И вполне реально может создаться такая ситуация, когда российская компания «Газпром» просто не сможет замкнуть все новые газовые потоки на свои газотранспортные сети. А также в силу различных обстоятельств предложить производителям конкретные цены за сырьё или тарифы на его транзит по своим транспортным коридорам. Помимо этого, естественное желание диверсифицировать поставки своего сырья на внешние рынки может заставить богатые углеводородами государства Центральной Азии в той или иной конфигурации реализовать проект строительства Транскаспийского газопровода по дну моря.
Но на сегодняшний день Nabucco - это всего лишь выраженное намерение пяти стран Турции, Болгарии, Венгрии, Румынии и Австрии предоставить свои территории для транзита газа. Но для транспортировки газа нет пока ещё ни его поставщиков, ни контрактов на его продажу. А это может значительно повысить стоимость проекта, которая и без того оценивается порядка 5 млрд. евро. Поэтому наша Госнефтекомпания и была приглашена для участия в проекте строительства газопровода Nabucco. Ведь с началом освоения «Стадии-2» проекта «Шахдениз» добыча газа с этого месторождения даже по самым скромным оценкам может достичь к 2015 году 20-21 млрд. кубических метров. Чтобы обезопасить те крупные инвестиции, которые потребуются для начала освоения «Стадии-2», уже сейчас необходимо проводить маркетинговые исследования рынков сбыта. А лучше иметь готовые контракты на поставку газа и определенные маршруты его доставки. Безусловно, что Госнефтекомпания и правительство Азербайджана будут играть значимую роль в продаже крупных объёмов газа с месторождения «Шахдениз». И хотя они ведут переговоры по альтернативным Nabucco возможностям транспортировки газа в Италию, Грецию и другие балканские страны, оставаться в стороне от обсуждения вопросов участия в этом крупном проекте наша республика не должна. Но одних её ресурсов, известных на сегодняшний день, недостаточно для реализации проекта Nabucco.
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции