Ирина Хакамада: \"России и Азербайджану придется выбирать, с кем они: Ираном, Сирией, Китаем или с Евросоюзом, США\"
Эксклюзивное интервью 1news.az c руководителем Межрегионального общественного фонда социальной солидарности «Наш выбор», заместителем председателя президиума общественно-политического движения «Российский народно-демократический Союз» Ириной Хакамадой:
-Вы хорошо осведомлены об отношениях России со всеми тремя южнокавказскими странами. В чем, по-вашему, заключается политика Москвы в этом регионе?
- Я думаю, что у России нет политики на Южном Кавказе. На этот регион распространяется та же политика, которая является главным трендом вообще внешней политики России. Москва лихорадочно ищет союзников, которые добровольно соглашаются на ее большее приоритетное влияние, то есть на позицию «младшего брата». И в лице Армении Россия нашла такого союзника. Возможно, такая тактика связана с тем, что развал СССР нанес психологическую травму нашей достаточно консервативной элите. Народ меняется. Появляется либеральная составляющая в сознании людей, но из-за того, что российская элита консервативна, соответственно появляются консервативные идеологии. Поэтому просыпаются странные националистические движения. Организацию «Родина» кое-как прижали, но организации вроде «Наши» и других ведут себя достаточно жестко.
У России нет целенаправленной системной внешней политики в отношении стран СНГ. РФ уже признала провал идеи СНГ в той форме, в которую она сформировалась, и теперь начинаются взаимовыгодные двусторонние отношения. С одними странами эти отношения будут холодными и прагматическими, к примеру, с Азербайджаном, а с другими - дружественными. Поэтому проблему Нагорного Карабаха в этом треугольнике с помощью России в быстром варианте времени не решить. На данный момент худой мир лучше каких-либо военных действия, поэтому оптимальным вариантом остается сохранение существующей ситуации. В стратегическом плане все может меняться, и Армения может изменить политический курс, и Россия, и Азербайджан.
Совет Европы признал, что Армения захватила азербайджанские территории, поэтому здесь есть перспектива. И чтобы эта перспектива работала, необходимо, чтобы Азербайджан знал с кем надо работать.
- С кем же?
- Судите сами. Европа признала эти территории оккупированными Арменией.
- Грузия твердо решила идти в НАТО. Азербайджан с 2007 года начал переходить на стандарты НАТО. Может ли движение в сторону НАТО Грузии и Азербайджана привести к более жесткому противостоянию в регионе между РФ и США?
- На данный момент - нет. Россия признает, что эту игру она проиграла. Россия ведет псевдоагрессивную политику, а на самом деле Россия не собирается на кого-либо нападать. Что бы ни происходило в отношениях с Грузией, Россия не настроена на какие-то военные действия. Во-первых, у нее нет таких ресурсов, во-вторых, в правительстве очень мало «ястребов». Военная элита больше заинтересована в военных заказах, разрабатывая свои проекты, сама армия - в таком состоянии, что ей не до этого. Многое зависит от того, какая сложится ситуация в ближайшем будущем. Если Россия ввяжется в холодную войну с Западом, тогда всего можно ожидать. Но пока Россия, скорее всего, ведет политический торг с США, а с Европой отношения стали вовсе носить коммерческий характер.
Сейчас Россия, после того как объявила суверенную демократию, отказалась от интеграции с Европой. В определенном смысле эту позицию России можно понять, потому что когда при Ельцине в России была жажда движения к Европе, Евросоюз сделал все, чтобы отодвинуть Россию куда-нибудь подальше. Европа повела себя как субъект, который фактически опасается России даже при наличии демократической модернизации. Вот и сложились «полухолодные» прагматические отношения, при которых ничего особенного не произойдет.
- Запад не скрывает обеспокоенности по поводу зависимости от российских энергоносителей. Сейчас идет обсуждение крупных проектов по доставке нефти и газа на европейские рынки в обход России. Большинство этих проектов проходят через Азербайджан, который зажат между противостоящими геополитическими центрами Иран-Россия с одной стороны, США и Турция - с другой. Могут ли попытки выйти из зависимости от российских углеводородов подтолкнуть Россию, на какие-то «резкие движения» в отношении Азербайджана?
- Полностью освободиться от зависимости российских энергоресурсов Запад не сможет, и Москва об этом знает. Если Россия не будет готовиться к тому, что Запад найдет другую адекватную замену нефти, то России грозит обвал. В случае если благодаря агрессивным действиям США цена на нефть будет по-прежнему расти, станет выше, чем $100 за баррель, то другие альтернативные источники энергии становятся рентабельными и конкурентоспособными. Объективно мир начнет пытаться выйти из зависимости государств-поставщиков нефти. Я всегда говорила, что РФ, объявив суверенную демократию, то есть не вхождение ни в один из мировых клубов, сильно рискует. Так как, когда против сильной страны в рамках клуба объединяются другие страны, при этом, нарушая прежние договоренности, к примеру, по ПРО, ограничению обычных вооружений в Европе, то оказывается, что вместе они сильнее. Глобальная политика XXI века - это клубная политика. Азербайджан идет по тому же пути – маневрирует между теми и другими, но ни к кому не присоединяется. Долго придерживаться такой политики не удастся, и придется выбирать. И тогда Азербайджан выберет ту модель, при которой удастся вернуть Карабах.
Азербайджан маневрирует, потому что пока не наступила определенность внутри страны, так как не бывает внешнеполитического курса, оторванного от внутреннего. Стратегические союзники вырастают из политики внутреннего курса.
России и Азербайджану придется выбирать, с кем они: Ираном, Сирией, Китаем или с Евросоюзом, США и т.д. Особенно быстро придется выбирать, когда упадут цены на энергоресурсы. Но пока в ближайшие 10-15 лет ничего не изменится.
Джейхун Наджафов, 1news.az