Айдын Мирзазаде: «Диалог породит атмосферу, в которой общество чрезвычайно нуждается»
Эксклюзивное интервью 1news.az с членом делегации Азербайджана в Парламентской ассамблее Совета Европы Айдыном Мирзазаде
- Недавнее заявление руководителя президентского аппарата Рамиза Мехтиева о готовности правительства к диалогу неоднозначно воспринято в стане оппозиции, которая утверждает, что все заявления и призывы такого рода являются не более чем имитацией. Можно ли с этим согласиться?
- Подобные рассуждения оппозиции совершенно беспочвенны. Высокопоставленный представитель руководства страны заявил о готовности правительства к диалогу с оппозицией по различным вопросам. И это не первое подобное заявление. Впервые такого рода предложение выдвинул президент Ильхам Алиев на своем последнем предвыборном выступлении 13 октября 2003 года. В дальнейшем периодически указывалось на готовность правительства к диалогу без предварительных условий. Но дело здесь в том, что оппозиция, как правило, толкует диалог в удобном для себя понимании. То они заявляют, что диалог должен проводиться только между президентом и лидерами оппозиции, то выступают за обсуждение полномочий отдельных ветвей власти, а то ставят условием безусловное принятие их требований.
Как видим, все это расходится с понятием правового государства. Диалог – это обмен мнениями по тем или иным вопросам. Диалог не может иметь в виду присвоение полномочий президента или парламента. Неуместно также требование о непременном участии в диалоге главы государства или какого-то другого официального лица. Нельзя требовать, чтобы высказанные во время диалога суждения наутро были приняты в качестве законов. Диалог породит атмосферу, в которой общество чрезвычайно нуждается. Каждая сторона должна иметь возможность высказать свою точку зрения. До сих пор по инициативе партии «Ени Азербайджан» несколько раз проводились встречи. Но давайте посмотрим, участвовали ли в этих встречах лидеры оппозиции, а если участвовали, то проявляли ли добрую волю. Я хочу сказать, что неправильно возлагать вину в данном вопросе на правительство. Тем, кто высказывает такие обвинения, лучше бы дать оценку собственной позиции. Наряду с этим, недавнее изложение Р. Мехтиевым позиции правительства в вопросе диалога очень важно и свидетельствует о заинтересованности в диалоге.
- В Грузии руководство страны в лице председателя парламента пошло на переговоры с лидерами оппозиции. Неужели же у нас так трудно организовать встречу президента, председателя парламента, премьер-министра или главы президентского аппарата с лидерами оппозиции за одним столом, хотя бы ради того, чтобы не давать оппозиции лишнего повода?
- Во-первых, я не уполномочен говорить от имени перечисленных вами лиц. Но считаю, что такое вполне возможно. Для этого достаточно лидерам оппозиции обратиться к этим официальным лицам с просьбой принять их. Кроме того, как вы знаете, ситуация в Азербайджане и Грузии неодинакова, если там общественно-политический кризис достиг кульминации, то у нас такого нет. В Азербайджане все процессы протекают в рамках Конституции и законов, каждый действует в русле своих полномочий. Сегодня принятие главой государства или другим высокопоставленным лицом рядовых граждан – нормальная вещь. Но посмотрим, когда лидеры оппозиции обращались с просьбой принять и выслушать их. Лично я подобного обращения не припоминаю. Что касается спикера Октая Асадова, то он периодически принимает представителей оппозиции и выслушивает их, излагает собственную позицию по поднятым ими вопросам. Я хочу сказать, что с приемом лидеров оппозиции проблем нет. Но сожалею, что оппозиция подходит к диалогу в контексте «кто кого примет».
- Вы высказались против сопоставления ситуации в Азербайджане и Грузии. Но известно, что среди правящей элиты есть люди, желающие превращения Азербайджана в авторитарное, изолированное от внешнего мира государство. Не приведет ли уклонение от диалога, в конечном счете, к повторению у нас грузинского сценария, если не хуже того?
- В Грузии кризис возник вследствие грубых просчетов, допущенных по линии государственного строительства и при осуществлении экономических программ. В Азербайджане схожих процессов нет. Кроме того, в Азербайджане проводится политический курс президента Ильхама Алиева, на основе позиции которого и дается оценка руководству страны. Не думаю, чтобы в руководстве кто-то выступил против курса главы государства. Да, прежде такие были, но они отстранены.
Кямиль Хамзаоглу,1news.az