Новруз Мамедов: «Мы никого не боимся, и не стоит здесь поминать ни Россию, ни Америку, ни других»
Эксклюзивное интервью 1news.az с заведующим отделом внешних связей Администрации Президента Новрузом Мамедовым
- Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Метью Брайза заявил, что после переговоров в Мадриде сторонам армяно-азербайджанского конфликта представлен самый оптимальный за все эти 15 лет вариант урегулирования. Насколько это верно?
- Некоторые СМИ и политические круги преждевременно высказывают различные суждения по этому вопросу, представляют варианты и предложения, толкуют проблему в различных плоскостях, и все это, я считаю, - не на пользу делу. Необходимо подождать. Нынешний характер переговоров – логическое продолжение процесса, идущего последние четыре года. Необходимо, чтобы президент республики изучил вопрос и выразил свое отношение – только после этого можно будет сказать что-то определенное. Кто бы что ни говорил, наша позиция остается неизменной: оккупированные земли должны быть освобождены и разминированы, беженцы возращены в родные места, а вопрос статуса Нагорного Карабаха отложен на длительный срок. Никогда и ни при каких обстоятельствах мы от своей позиции не отойдем.
- И в Армении, и в Азербайджане предстоят президентские выборы. Возможно ли, чтобы государства, имеющие в регионе свои интересы, навязали сторонам конфликта последний вариант урегулирования?
- Международные организации, в том числе сопредседатели Минской группы ОБСЕ, с помощью различных заявлений стремятся показать, что они делают все возможное для урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Но, как мы неоднократно указывали, в их заявлениях могут быть определенные нюансы, расходящиеся с нашей позицией. Естественно, что при этом мы заявляем о своей позиции. Позитивный факт здесь состоит в том, что сопредседатели МГ и в целом руководство ОБСЕ стремятся к тому, чтобы выборы не мешали переговорному процессу. Что касается Азербайджана, то проводимые у нас выборы никогда не мешали и не могут помешать переговорам, ибо в Азербайджане - прочная внутренняя стабильность. Армения же каждый раз пытается использовать выборы в качестве повода для затягивания переговоров. Повторяю – выборы ни в коем случае не должны влиять на ход переговоров. Одновременно хочу подчеркнуть, что выборы никак не могут вызвать изменения в позициях.
- Не может ли бездействие сопредседателей МГ в последние годы и в целом безрезультатность переговоров повысить вероятность войны?
- Президент Азербайджана неоднократно высказывал свою точку зрения по этой теме. Азербайджан – миролюбивое государство, строящее внешнюю политику на фундаменте сотрудничества, что подтверждается на практике. Азербайджан лидирует во всех проектах в сфере регионального сотрудничества, и такая позиция проявляется и за пределами нашего региона. Руководителям Армении надлежит очень серьезно подумать об этом. Мы хотим, чтобы конфликт был урегулирован мирным путем. Если же переговоры не приведут к урегулированию, тогда вероятность войны возрастет, потому что мы, естественно, не можем согласиться с вечным пребыванием наших земель под оккупацией. И потом, почему мы не должны освободить свою землю в то время, когда наш авторитет, политический вес, экономические возможности неуклонно растут? Руководителям Армении стоило бы подумать о будущем своей страны и народа, отказаться от захватнической политики.
- Со дня достижения перемирия руководство Азербайджана заявляет, что если переговоры не дадут результата, то проблема будет решена военным путем. Что же удерживает Азербайджан от военного варианта в условиях очевидной безрезультатности переговоров?
- Думаю, что вы сами могли бы ответить на этот вопрос. Не только я как политик и должностное лицо, но и многие другие хорошо понимают, что означает война, каковы ее последствия, чего можно достичь с помощью войны. Даже если мы прибегнем к войне, в какой-то момент опять-таки придется сесть за стол переговоров. Скажем, почему Индия и Пакистан не разрешили проблему Кашмира, хотя и воевали? Или на Ближнем Востоке несколько раз вспыхивали войны между Израилем и арабскими странами, но разрешить проблему раз и навсегда не удалось. Я хочу сказать, что проводимая нами политика - правильна и мудра, альтернативы ей не существует. Воевать ради войны или, напротив, сидеть, сложа, руки и ждать мы не станем. Мы стремимся к урегулированию конфликта наиболее целесообразным, справедливым и наиболее рациональным путем. Мы никого не боимся, и не стоит здесь поминать ни Россию, ни Америку, ни других. Повторяю: учитывая вероятные последствия войны, на сегодняшний день правильнее стремиться к урегулированию путем переговоров. В то же время, считаю, руководство совершенно правильно сделало упомянутое вами заявление – это напоминание всему миру о том, что мы вправе прибегнуть к такому варианту, и что любые упреки в наш адрес в связи с этим неуместны.
- Недавно вице-спикер парламента Армении Ваан Ованесян и российский депутат Константин Затулин заявили, что Нахчыван был оккупирован Азербайджаном и в будущем должен быть, мол, возвращен Армении. С чем может быть связано это бредовое заявление?
- Во-первых, мне неизвестно именно такое заявление со стороны К. Затулина. Иногда высказывания политиков переиначиваются СМИ. Одновременно я считаю, что такие, как Константин Затулин, не станут делать подобных заявлений, поскольку это сильно дискредитирует их. Люди, разбирающиеся в истории и в политических отношениях, должны соблюдать крайнюю осторожность в вопросах такого рода. В Нахчыване достаточно древних исторических памятников, доказывающих, что это исконно азербайджанская земля. Присваивать чужие земли, объявлять их «историческими армянскими» - давняя привычка армянских националистов. Время от времени появляются армянские лидеры, по вине которых их народ терпел бедствия и несчастья. Именно так было в конце XIX века, в 1915-1916 годах, в середине прошлого века, примерно так обстоит теперь. В 1997 году это понял Левон Тер-Петросян, а чем это обернулось, мы знаем. Чем быстрее они откажутся от такого рода утопий, тем лучше для них же. Нахчыван, Карабах – исконные азербайджанские земли, в них во все времена жили и будут жить азербайджанцы.
Кямиль Хамзаоглу,1news.az