Сабит Багиров: «Шансы на реализацию Транскаспийского газопровода только увеличиваются» | 1news.az | Новости
Интервью

Сабит Багиров: «Шансы на реализацию Транскаспийского газопровода только увеличиваются»

11:24 - 14 / 12 / 2007
Сабит Багиров: «Шансы на реализацию Транскаспийского газопровода только увеличиваются»

Эксклюзивное интервью 1news.az с руководителем Центра экономических и политических исследований Сабитом Багировым 

- Россия все настойчивее ведет политику по прокладке Прикаспийского газопровода, который российские эксперты считают конкурентом поддерживаемого Азербайджаном и ЕС Транскаспийского газопровода. Насколько рентабельным будет этот проект, если Россия осуществит прокладку газопровода из Казахстана и Туркменистана?

- Считаю необоснованными сомнения в рентабельности  проекта прокладки газопровода по дну Каспия или Транскаспийского газопровода. Ашгабат очень заинтересован в этом проекте. За все годы независимости Туркменистан вынужден фактически соглашаться на условия, которые диктует Россия, так как туркменский газ экспортируется через российскую территорию. Других альтернативных маршрутов у этой страны нет. Не способен решить проблему и газопровод небольшой мощности, по которому туркменский газ в малых  объемах экспортируется в северо-восточные регионы Ирана. Надо отметить, что заморожен проект прокладки  газопровода Туркменистан – Пакистан через территорию Афганистана по причине нестабильности ситуации в Афганистане.

Замысел провести газопровод по дну Каспия появился в середине 90-х годов, и уже тогда немало строительных и инвестиционных компаний выражали свою заинтересованность в этом проекте. Первый вариант транспортировки туркменского газа в Турцию предполагал использование территории Ирана. В 1996 году три страны: ИРИ,  Туркменистан и Турция даже по этому поводу заключили соглашение. Тот проект подготовила  компания «Шелл», но он оказался нереализуемым из-за наложенных США ограничений на реализацию энергетических проектов в Иране. Его отложили в сторону, и начали обсуждать уже вариант прокладки трубопровода по дну Каспия. Уже по этому проекту был объявлен тендер, в котором приняли участие 10 известных нефтяных и газовых компаний мира. В середине 1998 года тендер выиграл «Энерон», малоизвестная, оскандалившаяся впоследствии энергетическая компания.

«Энерону»  было поручено подготовить технико-экономическое обоснование газопровода. В начале января 1999 года компания выполнила эту работу. Кстати, еще в конце 1998 года руководители  Туркменистана и Турции заключили соответствующее соглашение по проекту Транскаспийского газопровода. Согласно технико-экономическому  обоснованию планировалось построить газопровод протяженностью 1250 миль и стоимостью $2-2,5 млрд. Его мощность планировалась около 30 млрд. куб. м в год. Был создан также консорциум PSG с участием таких известных компаний, как General Electric и Bechtel.

В то время азербайджанское правительство положительно относилось к этому проекту и президенты Азербайджана и Туркменистана даже обменивались поздравлениями. Однако, позже соседние страны - ИРИ и Россия выразили свое негативное отношение к данному проекту.

Впоследствии правительствам Азербайджана и Туркменистана не удалось договориться об условиях взаимного использования газопровода, и проект с 2000 года был заморожен. В то же время США всегда были заинтересованы в его реализации и даже выделили правительству Туркменистана грант в размере $700тыс. В настоящее время рентабельность этого проекта стала даже выше по сравнению с серединой 90-х годов, так как цена стала  значительно выше.

- Иран и Россия в качестве доводов против Транскаспийского газопровода приводят довод об экологической безопасности. Может ли это аргумент поставить под вопрос реализацию Транскаспийского проекта?

 - В вопросе статуса Каспия РФ  Казахстан и Азербайджан пришли к согласию. Это касается раздела Каспия на сопредельных участках. Есть  проблемы раздела Каспия между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном. Не исключено, что Москва и Тегеран  будут выступать против Транскаспийского газопровода и в качестве довода приведут вопрос нерешенности статуса Каспия. Однако, самое главное в реализации проекта Транскаспийского газопровода - это достижение согласия между Азербайджаном и Туркменистаном. Участок прокладки газопровода расположен в секторах Каспия, относящихся к этим странам. Кроме того, России трудно будет приводить экологические доводы, так как сама Россия провела газопровод по дну Черного моря.

- «Газпром» прокладывает трубопровод в Европу по очень короткому пути. В таком случае насколько будет конкурентоспособным газ, доставленный в Европу по Транскаспийскому газопроводу?

- Вполне возможно, что рентабельность североморского газопровода России окажется выше, но это не значит, что Транскаспийский газопровод не будет выгоден европейским покупателям. Такие вещи многократно просчитываются, взвешиваются различные показатели проекта. К тому, что растет цена на газ на мировом рынке, надо прибавить и тот факт, что все более сокращается доля собственного газа в общем объеме потребляемого европейцами. Конечно, Европа заинтересована в импорте каспийского газа, и Туркменистан изначально был заинтересован в этом проекте.

Присоединение Казахстана еще более увеличит шансы этого проекта на реализацию. Казахстан обладает огромными запасами газа. Я думаю, что для него выгодно и с экономической, и с политической точек зрения иметь альтернативные пути экспорта газа на европейские рынки. Для экспорта казахстанского газа в Турцию и далее в Европу можно было бы использовать существующий трубопровод, проходящий через территорию России в Азербайджан. Другой вариант это подсоединение к туркменскому Транскаспийскому газопроводу.

- Насколько конкуренция в транспортировке газа  грозит появлением политической конфронтации?

- Очевидно, что Россия по ряду соображений не заинтересована в реализации Транскаспийского газопровода. Во-первых, на европейском рынке появляется новый, хоть и не столь масштабный, но все же конкурент. Во-вторых, маршрут казахстанско-туркменского экспорта  газа, минуя территорию России, лишает последнюю не только дополнительных транзитных доходов, но и дополнительных политических инструментов давления на Казахстан и Туркменистан.

После реализации проекта «Голубой поток» у России  не осталось значимых  аргументов против Транскаспийского проекта. Хотя, не исключено, что на неофициальном уровне будет оказано давление на Баку и Ашгабат.

Ключевая проблема в реализации Транскаспийского проекта заключается в достижении единства позиций между Азербайджаном и Туркменистаном. В наших отношениях есть определенные проблемы, которые связаны со статусом, долгами Азербайджана за туркменский газ и другими вопросами. Наши страны, скорее всего, будут также испытывать определенное давление уже со  стороны заинтересованных в проекте западных правительств и финансовых структур. Несмотря на то, что переговоры будут непростыми, но договоренность все же между Баку и Ашгабатом, думаю, будет достигнута.

Джейхун Наджафов, 1news.az

Поделиться:
2835

Последние новости

Все новости

1news TV