Эдуард Шеварднадзе: “Если бы Демирчяна не убили, карабахский вопрос уже давно бы решился”
Эдуарду Шеварднадзе явно не дает покоя... Карабах.
Пару месяцев назад он заявил, что Карабах должен обязательно находиться в составе Азербайджана, а теперь утверждает, что, будь Алиев и Демирчян живы, вопрос Карабаха был бы давно решен.
И хотя на сей раз не уточняет как, подтекст все тот же. В собственной стране, которой Шеварднадзе рулил фактически 31 год, ситуация сегодня не приведи господь — сами они до сих пор не договорились с абхазами и осетинами, а экс-президента опять тянет учить армян.
— Кого вы собираетесь поддержать на предстоящих президентских выборах?
— Это будет моей тайной.
— А есть среди нынешних кандидатов люди, которые, по вашему мнению, тянут на президентство?
— Конечно есть. Это Гачечиладзе — очень образованный и умный претендент. Да и как человек он хороший и скромный. Гамкрелидзе тоже грамотный и умный человек, хорошо разбирается в экономике. Ничем не уступает им и Бадри Патаркацишвили, у него продуманная и сильная программа. Он один из тех, кто очень серьезно подошел к решению архиактуальной для Грузии демографической проблемы и готов вложить огромные средства для исправления данной ситуации. Для Грузии это очень важно, поскольку если на сегодня во всем мире насчитывается 5 миллионов грузин, то, по приблизительным расчетам, уже к 2040 году эта цифра снизится до 3 миллионов. Если Патаркацишвили удастся решить эту проблему, то он навсегда останется героем Грузии.
— Выходит, к нему у вас больше симпатий?
— Я к другим кандидатам тоже питаю симпатии. Просто у Патаркацишвили одно преимущество — он не только умный, но вдобавок ко всему еще и богатый.
— Азербайджанцы жалуются на трудности и искусственные препятствия со стороны властей, которые наблюдаются в процессе их интеграции в грузинское общество.
— Должен сказать, что процесс интеграции азербайджанцев в грузинское общество начинался довольно успешно. Большое значение в этом сыграли претворение экономических проектов, которые тесно связали обе страны, а также моя дружба с Гейдаром Алиевым. Как-то он мне сказал, что Россия хочет, чтобы каспийская нефть проходила только через ее территорию. Но я, говорит он мне, с этим не соглашусь. Алиев решил, что газо- и нефтепровод должен проходить через Грузию. Теперь мы получаем за транспортировку нефти 40 миллионов долларов, а за транспортировку газа — 8% бесплатно и 10% — по ценам ниже мировых. Это большая помощь и немалые деньги для нашего бюджета. Вот что значит отношения и дружба между руководителями государств. Были времена, когда меня, Алиева и Демирчяна называли кавказской тройкой. Мы были очень дружны и часто сидели на берегу Куры в Тбилиси, беседуя о государственных делах. Хорошие были времена. Демирчяна, к сожалению, потом убили. Он был очень умным, образованным человеком, семьянином. Я уверен, если бы его не убили, карабахский вопрос был бы уже решен. Он с Алиевым мог бы найти общий язык. Поверьте, это очень важно, когда тебе доверяют и ты доверяешь.
/Новое время/