Гудрет Гасангулиев: «Запад не признает оппозицией тех, кто склонен к диалогу»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем Партии Народного фронта единого Азербайджана, членом постоянной комиссии Милли Меджлиса по вопросам правовой политики и государственного строительства Гудретом Гасангулиевым
- После совместного заявления четырех оппозиционных партий по вопросу формирования избирательных комиссий среди оппозиции вновь усилились взаимные распри. Что сулит такое положение оппозиции в канун президентских выборов?
- Ничего хорошего не сулит. Все эти распри и склоки чинят серьезные помехи тем силам, которые ведут борьбу за демократию и верховенство закона, за скорейшее возвращение Карабаха. Люди не верят, что эти силы способны управлять страной лучше, чем она управляется сейчас. Люди думают, что такие усобицы будут продолжаться и дальше, а о каких-то серьезных достижениях говорить будет бессмысленно. Словом, общество не видит серьезной альтернативы и поэтому не поддерживает демократические силы. Беда в том, что все эти нездоровые явления среди определенной части оппозиционного лагеря дискредитируют в глазах народа оппозицию в целом, включая и нас. Учитывая же, что Запад представляет азербайджанскому обществу в качестве основной оппозиции именно эти силы, отсутствие общественной поддержки оппозиции становится ясным. Приезжая в Азербайджан, представители международных организаций и западных государств встречаются только с этими партиями, с ними сотрудничают, ставят перед правительством поднимаемые ими вопросы – словом, дают понять, что лишь их рассматривают в качестве настоящей оппозиции. По мнению Запада, те, кто склонен к диалогу, примирению, сотрудничеству, оппозицией не являются. Должен сказать, что эти круги поступают так с умыслом.
- Каким?
- Общеизвестно, что переход от авторитаризма к демократии всегда труден, сопряжен с общественными катаклизмами и конфликтами, как это мы наблюдаем, к примеру, в Грузии. Учитывая это, упомянутые мной круги стремятся сохранить в Азербайджане определенную стабильность, - неважно какой ценой. На одной из встреч докладчик постоянного комитета Парламентской ассамблеи НАТО заметил: нам иногда удобнее работать с авторитарными режимами. И сказал, что одно время назревал серьезный пограничный конфликт между Узбекистаном и Казахстаном, грозивший вылиться в вооруженное столкновение, и во избежание этого НАТО пригласило Н.Назарбаева и И.Керимова за стол переговоров. В конце концов удалось достичь соглашения. Я хочу сказать, что Запад не заинтересован в возникновении демократических режимов и соответственно более сильной и конструктивной оппозиции в странах нашего региона.
- Вы сказали, что Запад признает оппозицией в большей мере радикальные политические группировки. Почему же он не поддержал их до конца хотя бы на выборах 2003-го и 2005 годов?
- Как я уже неоднократно подчеркивал, Запад не заинтересован в приходе оппозиции к власти. Они хотят и дальше видеть у власти нынешнее руководство, а традиционную оппозицию, с которой сотрудничают, - соответственно в оппозиции. В то же время они не заинтересованы и в нормальных взаимоотношениях между всеми этими силами. Не стоит воспринимать всерьез радикальные рассуждения какого-нибудь заезжего эксперта на пресс-конференции, это лишь видимость. Подводная же часть айсберга работы западных организаций состоит в том, что между правительством и оппозицией в Азербайджане постоянно должно быть противостояние, причем традиционную оппозицию удерживают в таких рамках, чтобы она была неспособна оказать влияние на политику правительства, ее используют лишь для того, чтобы оказать давление на руководство в тех или иных вопросах. Все сказанное не означает, что я ставлю под сомнение действия тех кругов на Западе, которые стремятся к распространению демократии. Конечно, есть и искренние поборники демократии, но круги, от которых зависит мировая политика, преследуют, увы, совершенно другие цели.
- Сегодня в Азербайджане существует прослойка недовольных. Почему же у нас нет или по крайней мере незаметна политическая группировка, которая целиком выражала бы интересы этой прослойки и одновременно могла бы нейтрализовать планы внешних сил – Запада, России, Ирана?
- Существующие условия не допускают возникновения или достаточного проявления такой оппозиции. Например, все электронные СМИ у нас контролируются правительством, а печатная пресса большей частью не распространяется на местах, доступ населения к независимой или оппозиционной печати всячески ограничивается.
К тому же люди, с трудом зарабатывающие на хлеб насущный, не склонны тратить деньги на газеты. Сегодня печать оказалась на грани утраты функции формирования общественного мнения. Перспективы же открытия оппозиционного телеканала в стране более чем туманны. В силу перечисленных мной факторов возникновение подобной политической группы сильно затрудняется. В нынешних условиях такая оппозиция может быть сформирована лишь внешними силами, заинтересованными в демократизации Азербайджана. Сегодня независимых предпринимателей в нашей стране можно сосчитать по пальцам, и они хорошо знают, что их ждет в случае любой поддержки оппозиции. Но могу вас заверить, что как только обстановка хоть немного изменится, те силы, которые исходят из национальных интересов и руководствуются принципами построения в Азербайджане правового государства, скажут свое слово, и народ их поддержит.
- На предстоящих президентских выборах ваша партия выступит со своим кандидатом или же при определенных условиях поддержит кандидата от правительства либо оппозиции?
- Если национально-демократические силы сумеют определить единого кандидата на предстоящих президентских выборах, мы как оппозиционная партия можем поддержать его. К сожалению, в нынешней обстановке в такое верится с трудом. Что же до поддержки кандидата от правительства, то мы, как и другие оппозиционные силы, можем оказать ему поддержку лишь при условии конкретных и последовательных шагов по освобождению Карабаха, эффективных реформ в русле строительства демократического государства, непримиримой борьбы против коррупции, проведения конституционной реформы, восстановления пропорциональной системы выборов как гарантии развития многопартийности и пр. Пока в этом направлении позитивных подвижек не видно. Поэтому наша партия, скорее всего, примет решение участвовать в выборах своим кандидатом. Должен сказать, что наша партия занимает в отношении нынешнего руководства более резкую и критичную позицию, нежели те, кто именует себя ведущей оппозицией. Это касается и бюджета, и проблемы коррупции, и других вопросов. Достаточно взглянуть на тексты моих выступлений в парламенте, чтобы убедиться в этом.
К примеру, партии, называющие себя ведущей оппозицией, продолжают всячески заострять внимание на теме изменения Избирательного кодекса, но давайте вспомним, как повели себя их представители в избирательных комиссиях на предыдущих выборах – лишь немногие из них отказались подписать избирательные протоколы. Если избирательные комиссии будут составлены в соотношении 50 на 50, то и тогда им придется работать с теми же людьми, поскольку других кандидатур у них просто нет. При всем этом они подбрасывают проблему Избирательного кодекса для того, чтобы отвлечь внимание от главных вопросов. Мы же в отличие от них заявляем о конкретной позиции по конкретным вопросам. Мы выступаем за коренные социальные, экономические, политические реформы, и в этом контексте при случае острее и справедливее ставим проблемы, нежели те, кто претендует на статус ведущей оппозиции. Как я уже сказал, пребывание на первом плане этих сил отвечает интересам и Запада, и правительства.
Кямиль Хамзаоглу, 1news.az