Фуад Мурадов: «НПО должны защищать национальные интересы»
Эксклюзивное интервью 1news.az с председателем Национального совета молодежных организаций, депутатом Фуадом Мурадовым
- Приведет ли недавний указ президента республики о создании Совета по поддержке неправительственных организаций к решению проблем НПО и прекратит ли он ажиотаж вокруг них?
- Прежде всего необходимо заметить, что в каждой стране НПО имеют неодинаковые сферы деятельности и уровень развития, и поэтому мы не можем копировать зарубежный опыт в данной сфере. Однако существуют общепринятые нормы и принципы, связанные с НПО, причем как международными, так и местными. Наша цель – добиться взаимного сотрудничества НПО и государства в Азербайджане. Государство привлекает НПО к реализации осуществляемых им мероприятий, а также – желательно – к их пропагандированию за рубежом. Должен сказать, что очень многие НПО преследуют определенные политические цели.
- Есть ли в этом странность?
- Нет, конечно. Эти НПО получают материальную и морально-политическую поддержку от известных политических партий и международных организаций. Нужно отметить, что в Азербайджане НПО стали в массовом порядке возникать в середине 90-х годов, и с тех пор в этой области произошел немалый прогресс. Очень многие НПО прошли официальную регистрацию, возникли профессиональные НПО, но есть, безусловно, и проблемы. В ближайшее время будут избраны члены нового Совета по поддержке НПО, после чего начнется распределение выделяемых из госбюджета для НПО средств. В дальнейшем, скорее всего, в повестку дня встанут различные социальные заказы, связанные с НПО. Тогда и выяснится, что некоторые известные НПО не в состоянии осуществить обычную отчетную процедуру.
- Вы в этом уверены?
- Не сомневаюсь. Я коснулся самого проблемного момента, связанного с НПО, и речь не о выплате налогов. Речь о внешнем и внутреннем аудите, о системе и принципах работы. Существуют НПО, не имеющие нормального помещения и других элементарных условий для работы, фактически состоящие из одного человека. Их культурно именуют электронными НПО. Человек сидит за компьютером и строчит заявления в различные международные фонды, время от времени рассылает обращения. Полагаю, что в ходе реализации указа в данной сфере начнется определенный отсев. Конечно, указ не может удовлетворить все НПО, ждать этого было бы опрометчиво. В условиях демократии каждый может иметь свою точку зрения, это нормально. Отмечу также, что указ коснется и тех НПО, которые до сих пор не принесли ни малейшей пользы ни гражданскому обществу в целом, ни отдельным членам общества, а заняты исключительно возложенными на них «миссиями». Эти НПО выманивают у зарубежных доноров гранты, которые расходуют в ненужном направлении. Считаю, что оценка такого рода НПО, выяснение целесообразности их существования, для чего они вообще нужны, станет одной из задач, стоящих перед новым советом. Каков смысл их существования, если они не служат формированию гражданского общества, развитию молодежного движения, решению социальных вопросов и другим важным целям? Кстати, я намерен поставить данный вопрос на заседаниях весенней сессии Милли меджлиса и перечислить такие НПО.
- А не приведет ли такая оценка определенных НПО к проблемам между их зарубежными донорами и правительством Азербайджана?
- Как говорится в указе, в Совет поддержки НПО войдут представители неправительственных организаций, действующих по отдельным сферам. Среди них, естественно, будут и представители НПО, работающих с международными организациями. Решения члены совета будут принимать совместно. Думаю, что это нормально, ибо речь идет не о государственном органе, и говорить о каком-то бюрократизме тут неуместно. Считаю, что совет будет действовать совершенно прозрачно. Аналогичная система существует и в других сферах: Совет по вещанию на Общественном телевидении, соответствующий совет в Национальном олимпийском комитете и др. То есть система опробована и принесла успешные результаты. Да, кто-то может упрекнуть совет в служении государственным интересам и так далее, но я считаю, что соблюдение государственных интересов здесь нужно воспринимать с пониманием. К примеру, существуют программы развития Японии, США, Швеции и других стран, финансируемые государством и действующие по всему миру, и в этих странах никто не задает вопросы относительно привлеченных к этим программам НПО. Совет поддержки не является сугубо контрольным органом, перед ним ставится задача оценки работы тех или иных НПО. Некоторые из НПО, работающих с международными организациями, заявляют, что якобы занимаются в регионах какой-то просветительской работой, но вместо этого им лучше бы помочь моделированию конкретных проблем с использованием международного опыта. Другие якобы занимаются раздачей гуманитарной помощи, фактически же люди этой помощью воспользоваться не могут. Такого рода НПО и должны служить предметом пристального внимания нового совета. Одновременно мы должны продолжать работать с международными организациями, и меры в этом русле принимаются. У нас есть свои национальные интересы, а во всем мире НПО занимаются защитой национальных интересов и их пропагандированием. К примеру, нередко нам приходится слышать, что то или иное неприятное для нас «проармянское» (в большинстве случаев подготовленное Арменией) заявление не отражает официальную точку зрения, а является позицией той или иной неправительственной организации, действующей в Америке или Европе. Иными словами, государство высказывает устами НПО то, о чем заявлять прямо политически нецелесообразно. Этот опыт нам необходимо освоить. Так что армяне очень верно выбрали тактику информационной войны с нами, но усилие нашего правительства во главе с президентом не позволяет им эффективно это использовать. Поэтому грамотные и профессиональные НПО это прежде всего стратегический партнер государства.
- Насколько адекватна деятельность азербайджанских НПО в области информационной войны с Арменией?
- В Армении существуют специальные фонды, занимающиеся именно такого рода деятельностью, - у нас подобных организаций нет. Нам, представителям НСМО, не раз в зарубежных поездках приходилось убеждаться, что представители армянских НПО, отправляясь за границу, первым делом встречаются с местной диаспорой и финансовыми структурами, налаживают с ними связи. Правда, и мы ведем необходимую работу с зарубежной диаспорой, но я считаю, что для усиления этой работы необходима равноправное партнерство и государственная поддержка. Думаю, что указ президента республики станет в этом отношении руководством к действию для НПО. Сотрудничество с государством в этой области принесет эффект.
Кямиль Хамзаоглу, 1news.az