Рауф Раджабов: «Одно дело говорить правду о Карабахе в Баку, другое - в Ереване!»
Эксклюзивное интервью 1news.az с главным редактором Информационно-аналитического агентства «3rdView» Рауфом Раджабовым
На днях в Ереване прошла Международная конференция «Расширенный Черноморский бассейн: перспективы международной и региональной безопасности». В мероприятии участвовали сопредседатель Минской группы ОБСЕ Метью Брайза, специальный представитель ЕС на Южном Кавказе Петер Семнеби, специальный представитель НАТО на Южном Кавказе и в Центральной Азии Роберт Симмонс, бывший российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ, посол, вице-президент Ассоциации дипломатов РФ Владимир Казимиров. Кроме них в конференции приняли участие представители НАТО, Евросоюза, США, Турции, России, Германии, Франции, Великобритании, Украины, Грузии, Словении, Португалии, Молдовы, Румынии, Греции, Болгарии и Армении.
- Рауф муаллим, думаю, не ошибусь, если предположу, что ваш доклад - единственного представителя Азербайджана на конференции, как и, возможно, выступления двух турок, кое-кто из участников мероприятия воспринял в штыки?
- Упомянув во время своего доклада о проекте Nabucco, я особо отметил, что «еще не вечер», и добавил, что в сфере транспортировки каспийских энергоресурсов шахматная партия Европа – Россия продолжается и пока рано говорить о ее исходе. Дело в том, что некоторые аналитики, и в первую очередь армянские, поспешили после недавнего достижения Россией, Казахстаном и Туркменистаном соглашения о строительстве Прикаспийского газопровода «похоронить» идею строительства газопровода Nabucco, мотивируя это тем, что в ближайшем будущем по этому маршруту транспортировать из центральноазиатских стран будет нечего.
По завершении моего доклада в прениях участвовали эксперты из нескольких стран, задавали вопросы по существу и получали, как мне кажется, достаточно исчерпывающие ответы. Скажу прямо: из этого обсуждения явно выпадала реплика одного из представителей экспертного сообщества Армении. Думается, что на него произвело тягостное впечатление то, что, анализируя положение, сложившееся в обширнейшем регионе из четырех морей (Черного, Каспийского, Средиземного и Балтийского), и о перспективах регионального развития, я ни словом не упомянул Армению, из чего было видно, что она, используя спортивную терминологию, осталась в «вне игры». Для большинства участников конференции было очевидно, что она очутилась на обочине региональных процессов вследствие своей агрессии против Азербайджана и претензий на турецкие земли. Но не для моего армянского «оппонента», запомнить фамилию которого я не счел нужным. Он обвинил меня в том, что я, произнося в докладе слова «еще не вечер», якобы «угрожал Армении пальцем». Мне пришлось ответить ему так, чтобы у него не возникало больше «обвинений»: «Полный текст моего только что прозвучавшего доклада находится у организаторов конференции. В нем вообще не упомянута Армения. Так как же, по-вашему, я в таком случае могу ей угрожать? Советую вам впредь более внимательно слушать выступление докладчиков, которым вы намереваетесь оппонировать». После моих слов представитель Армении «сел», и больше его не было слышно.
Что же касается докладов представителей Турции, то, естественно, они тоже не вызвали радости у некоторых армянских участников, но, вроде бы, таких инцидентов не было.
- Отечественные СМИ, ссылаясь на армянские, сообщили, что американскому сопредседателю Минской группы ОБСЕ Метью Брайзе, судя по его словам, не нравится широко распространенное в Азербайджане и Турции выражение «одна нация – две страны». А потом, будучи в Баку, он заявил, что не произносил таких слов. Не могли бы вы как участник конференции, на которой он выступил, рассказать, что было на самом деле?
- Метью Брайза успел попасть только на второй, последний день конференции и я присутствовал в зале во время его доклада. Могу подтвердить, что в своем выступлении Брайза действительно не говорил ничего подобного. Потом его окружили журналисты, в основном ереванские, и засыпали вопросами. Но я с другими представителями мероприятия покинул зал конференции, так как начинался большой перерыв. Естественно, не могу знать, что именно Брайза говорил журналистам после нашего ухода. Но хочется думать, что если бы он хотел произнести нечто подобное, то сделал бы это раньше.
- Происходит ли в Ереване, по-вашему, перемена отношения к Грузии, учитывая ее возрастающую вовлеченность в глобальные энергетические и транспортные проекты, вне которых остается Армения?
- Я не могу что-то утверждать о каком-либо особо негативном отношении в Армении к Грузии, но хочу привести один небезынтересный факт. Меня, как почти всех других участников конференции, разместили в современном фешенебельном отеле «Golden Palace Hotel». Говорю «почти», потому что для трех представителей Грузии там места «не нашлось» и они разместились в плохо отапливаемой гостинице, оставшейся со времен СССР. Наутро Эка Сепашвили, сотрудница Министерства по евроатлантической интеграции Грузии, смогла «убедить» организаторов, чтобы ее перевели в отель, однако двух других грузин те оставили в прежней гостинице. Возможно, это было случайностью, но выглядело, мягко говоря, странно. Добавлю, условия быта имели немаловажное значение еще и потому, что на улице стоял 20-градусный мороз, и мы в свободное время никуда из отеля выходить не могли.
Кстати, лично у меня свободного времени почти не было, поскольку, как правило, и до заседаний, и в перерывах, и по их окончании мне приходилось отвечать на вопросы журналистов, многие из которых, были, естественно, армянскими.
- А как вы отреагировали на выступление бывшего посредника МГ ОБСЕ Владимира Казимирова, далеко не проазербайджанские отрывки из доклада которого были приведены в ряде отечественных СМИ?
- Наряду с традиционным набором обвинений в адрес руководства Азербайджана он несколько раз произнес словосочетание «азербайджанские территории, оккупированные Арменией». Естественно, после того как его выступление закончилось, я оппонировал Казимирову, ответив на каждый не соответствующий истине пункт. Поскольку я говорил, опираясь лишь на тщательно отобранные проверенные факты, российскому представителю пришлось со мной согласиться.
В тот же вечер, сидя в холле с несколькими другими участниками конференции перед телевизором, я увидел в новостных блоках ереванских телеканалов выступление господина Казимирова и мои ответы. Было достаточно емко передано и то, другое, но если его выступление комментаторы всячески одобряли, то мое, как переводил один из сидящих со мной перед телевизором, пытались - каждый в меру своих способностей - критиковать. Я нисколько этим не был огорчен и сказал собеседникам: главное это то, что многие в Армении услышали не искаженные их «независимыми» СМИ факты и точку зрения азербайджанского эксперта. Согласитесь, одно дело, что мы говорим все это в Баку, другое – за пределами страны, и третье - и это, как я думаю, особенно важно - в Армении, с которой нам, как ни крути, жить после разрешения нагорно-карабахского конфликта.
Рафаэль Мустафаев, 1news.az