Чингиз Асадуллаев: «Фактор надежности и стабильности преобладает над желанием побольше заработать на процентах. Это наша позиция»
Эксклюзивное интервью 1news.az с депутатом Милли Меджлиса, председателем наблюдательного совета AGBank Чингизом Асадуллаевым
- Чингиз муаллим, каким оказался 2007 год для вашего банка?
- Честно говоря, у меня очень противоречивые чувства с начала 2008 года. Если брать за основу качественные показатели развития банка, то я, безусловно, доволен результатами. Можно говорить о скачке активов и основных показателей доходов банка – это рост прибыли, оборотов, выпускаемых карточек, рост количества клиентов. Все это не может не радовать.
Вместе с тем имеет место и неудовлетворение. Достигнуть идеала пока еще не удалось. Хотя достижимы ли идеалы вообще? Скорее всего, нет. Однако человек стремится всегда к лучшему и это нормальное состояние души. Стремление к идеалу и есть основной локомотив прогресса.
- Возникают трудности при совмещении депутатства в ММ с профессией банкира?
- Ни о каком совмещении профессий и речи быть не может. Я депутат Милли Меджлиса, работаю со своими избирателями, участвую в процессе законотворчества. Работая в комиссии по международным отношениям, как депутат стараюсь участвовать в деятельности и других комиссий, особенно экономической комиссии, учитывая тот факт, что я хорошо знаком с проблемами экономики, бизнеса и особенно банковской сферы.
При принятии законов мои определенные мнения учитываются, что для меня очень важно. Что касается банкирства, то отвечу так - я главный акционер AGBank. Поэтому у меня всегда найдется время для контроля развития банка. Мне всегда нравилось стратегически направлять свое детище. Это доставляет мне удовольствие.
- Известно, что AGBank готовится к ребрендингу. Чем вызваны эти изменения в бренде и откажетесь ли вы от названия «Азеригазбанк»?
- Если честно, «Азеригазбанк» очень даже хорошее название и оно мне нравится. Однако оно часто вызывает недопонимание у населения, многим кажется, что мы как-то связаны с газовой промышленностью или же обслуживаем исключительно газовиков. А с иностранными партнерами, с точностью до наоборот. Бренд «Азеригазбанк» внушает им доверие. И мы должны в первую очередь считаться с мнением населения. Поэтому проводимый нами ребрендинг рассчитан прежде всего на наших граждан. Мы просто уходим от полного названия и переходим на короткую формулировку – AGBank. Для удобства произношения это необходимо. Если помните, Внешторгбанк тоже переименован в ВТБ.
Что касается полного отказа от «Азеригазбанка», то мы ни в коем случае не собираемся этого делать. Я четко знаю, что меня отец назвал Чингизом. Фамилия у меня Асадуллаев. Никогда в жизни я не поменяю свое имя или фамилию. В 1992 году мы дали имя нашему детищу - «Азеригазбанк». Оно указано в уставе и никогда меняться не будет.
- Удался ли, по-вашему, ипотечный проект, начатый государством? Что с ним стало? Вы довольны результатами?
- Все правильно, именно государство стало инициатором ипотечного кредитования, что не может не радовать. Ипотечный фонд на начальном этапе поддержал банки для выдачи ипотечных кредитов гражданам. Люди буквально хлынули в банки для получения этого кредита, приобретения жилья. Один толькоAGBankвыдал кредитов на сумму 5 миллионов АЗН.
Но государство не благотворительное общество. Теперь уже дело за самими банками. Нужно начинать привлекать средства под этот процесс. Да, государство имеет обязательства по социальной ипотеке для определенных слоев населения. Но нет обязательств у государства, скажем, перед бизнесменами или представителями других профессий. Поэтому в этом вопросе нельзя ожидать постоянной линии от государства.
Кстати, сегодня уже многие желают подключиться к этому процессу, в том числе и международные финансовые институты.
- Полагаю, вам наверняка задавали вопросы о низких ставках на депозиты в вашем банке и по поводу высоких цен на карточки AGBank?
- Да, конечно же. Знаете, все же зависит от вашего места на рынке. А наше место на рынке таково, что принимаемые нами деньги мы должны правильно размещать. Поверьте мне, чем дороже кредит, тем выше риск. Это однозначно. Приводят в качестве аргумента залоги. Однако мы продаем деньги, а не залоги. Чем выше привлекаемая нами процентная ставка, тем выше мы даем ее на рынок. Приходится слышать, что банки должны давать справедливую депозитную ставку по отношению к инфляции. Но ведь банк не механизм по борьбе с инфляцией. А разве когда он поднимает процентную ставку по кредитам, он не становится стимулятором дополнительной инфляции?
Поэтому, я думаю, мы даем хорошую, правильную, расчетную ставку. Человек положивший на депозитный счет деньги, задумывается в первую очередь об их сохранности, и поэтому фактор надежности и стабильности здесь преобладает над желанием побольше заработать на процентах.. Это наша позиция, наш подход. У каждого финансового института свой путь, своя линия, к которой я уважительно отношусь.
Народ ведь тоже осторожно смотрит на разного рода демпинговые процентные ставки. Несмотря на то, что у нас низкие процентные ставки, можно только позавидовать росту портфеля по вкладам физических лиц в наш банк.
Что касается пластиковых карточек, скажу одно - на рынке каждый бизнесмен прежде всего думает о прибыли. Если нет этой цели, тогда что он делает на рынке? Например, должен продавец любой продукции получать свои деньги с учетом прибыли и инфляции? Должен. Он продает, а мы потребляем. И что не понятного в том, что кто-то хочет заработать на своем продукте? Карточки AGBank- это наша продукция. А что-то дарить бесплатно, демпинговать, не задумываясь о завтрашнем дне, мягко говоря, недальновидный поступок. На рынке нельзя дарить ничего, кроме испорченного продукта.
Благотворительность - одно, бизнес - другое. Мы не собираемся дарить карточки или что-то еще. Мы честно гарантируем своим вкладчикам надежность, устойчивость, высококачественное обслуживание и прибыль. И поверьте мне, клиентов другое и не интересует, по большому счету.
- Как вы планируете развивать региональную сеть в 2008 году?
- Планируем открыть порядка трех филиалов в Баку и столько же в регионах. Обязательно должны попробовать себя в Губинском и Сальянском районах. В этом направлении сейчас ведется работа. Хотя и в центре столицы наш банк представлен на высоком уровне, к сожалению, мы пока не смогли охватить некоторые районы в Баку.
С другой стороны, мы ведь не ритэйловый банк, чтобы открывать маленькие комнатки в каждом поселке для обслуживания клиентов. У нас нет такой стратегической задачи. Наша идеология диктует нам, что во всех филиалах и отделениях AGBank должны соблюдаться нормы и стандарты. У нас вырабатывается единая брендовая политика, которой мы будем оставаться, верны до конца.
- Довольны ли вы уровнем азербайджанского банковского сектора?
- Я считаю, что в принципе банковский сектор Азербайджана один из наиболее реформистских. Мы перешли на международную форму учета и это отлично. Нужно, чтобы вся экономика переходила на эту систему и тогда всем нам будет легче. Сегодня мы создаем хорошие процессинговые центры, увеличиваем материально техническую базу, расставляем банкоматы,POSтерминалы. Все это говорит о развитии и не может не радовать. Ведь сегодня в банковском секторе, идет переход от количества в качество, и мы наблюдаем хороший рост вкладов, за последние 4-5 лет.
Однако существуют и проблемы. В первую очередь банки должны быть транспарентны. Периодически должны объявлять о проверках налоговой инспекции, о результатах этих проверок, информировать население о диагностике Нацбанка. Я не говорю, что надо цифры объявлять. Просто нужно дать понять людям, что банки под постоянным контролем государства. И это правильно. Это основополагающий принцип экономики. Люди должны быть уверены, что государство выступает гарантом безопасности их вкладов и что банк никуда не убежит. Для этого и создан фонд страхования вкладов населения, который выполняет больше моральную функцию.
Сегодня в Азербайджане, практически не найдешь семью, в которой не обсуждался бы банк. На всех мероприятиях – свадьбах, поминках, торжествах – доминируют две темы – дорожная полиция и банки. Когда-то банки будут обсуждаться в первую очередь. Банк потихонечку, но уверенно становится неотъемлемой частью жизни нашего народа.
- Существует ли, по-вашему, четкая грань между меценатством и спонсорством? И не кажется ли вам, что эти понятия у нас часто путают?
- Дело в том, что с первого года независимости Азербайджана я четко отслеживаю ситуацию по затронутому вами вопросу. Безусловно, с экранов ТВ и со страниц газет нам чаще всего приходится сталкиваться с понятием «спонсор». А что это такое? Материальная помощь, поддержка? Скажу честно - для меня спонсорство - это торговые отношения, достаточно четко сформулированные - ты мне, а я тебе. Поэтому путать благотворительность со спонсорством ни в коем случае нельзя.
Для меня существует понятие «благотворительность» так, как это слово понимали наши прадеды - Зейналабидин Тагиев, Мухтаров, Нагиев, Шамси Асадуллаев и многие другие великие предки азербайджанского народа, которые занимались благотворительностью совершенно безвозмездно. Они делали это во имя своей веры, во имя своих идеалов. Это и есть меценатство в самом правильном понимании этого слова.
Например, ветераны ВОВ. Их же осталось очень мало и они больше всех нуждаются в поддержке состоятельных людей. Кстати, это ни в коем случае не помощь. Я вообще не воспринимаю это слово. Это чистой воды благотворительность. Творение благого дела. И зачтется оно перед Богом. Ветеранам ВОВ и Карабахской войны нельзя помочь. Это они нам помогают тем, что они есть.
Вы знаете, очень неприятно становится, когда кто-то помогает детским домам, неимущим слоям населения и громогласно заявляет об этом. Бог из десяти тысяч дает одному. И дает для того, чтобы он помогал остальным десяти тысячам. Вот принцип, которым нужно руководствоваться. Нужно просто уметь делиться. Думаю, мы никогда этих принципов не нарушали.
- То есть вы вовсе не приемлете спонсорства, отдавая предпочтение безвозмездной благотворительности? Я правильно вас понял?
- Не хочу сказать, что я совсем не приемлю спонсорства. Однако должен прояснить, что именно я понимаю под этим словом. Спонсирование банком каких то определенных проектов - это, прежде всего поддержка имиджа. Просто реклама. Но для меня, как для Чингиза Асадуллаева, нет понятия спонсорства. Безвозмездная помощь, да! Надо помочь, значит надо. А потом немедленно нужно забыть об этом. Левая рука не должна ведать о том, что и сколько дала правая рука. Но это не значит, что я с пониманием отношусь ко всем видам спонсорских проектов. Например, я категорически против поддержания представителей шоу-бизнеса. Эти люди сами должны зарабатывать деньги, что они и делают с большим успехом. Спонсировать какой то концерт певца или певицы от имени банка и делать себе рекламу противоречит моим принципам.
- Но ведь ваш банк спонсировал определенные проекты?
- Да, мы когда-то спонсировали «Mərc Şou» Мурада Дадашева. Но «MərcŞou» был хорошим, интересным проектом. Когда мы поняли, что переросли этот проект, то прекратили спонсорство. Да и сам Мурад Дадашев тоже закрыл его.
Еще мы спонсировали передачу «Бакинские тайны» на ОТВ, передачу «Гяриб Азер» с Гярибом Азером. Навстречу интеллектуальным передачам мы идем с удовольствием. Интеллектуализм и культурологическая ценность проекта - мое единственное условие.
- В таком случае, хотелось бы узнать:PR-акция «Первенец 2008 года», на имя которого AGBank открыл депозитный счет на сумму 3000AZN- это благотворительность или как?
- Скажу честно – данная акция не моя идея. Ее мне подал маркетинговый отдел банка, и я идею сразу поддержал. Эта акция вполне отражает наш принцип социальной ответственности при ведении бизнеса.
Первый малыш 2008 года - девочка. 3000 манатов на ее счету спустя 16 лет будут составлять свыше 10 тысяч. Также мы намерены помогать малышке, когда она пойдет в первый класс. Она может рассчитывать на нашу помощь даже при поступлении в вуз. Эта девочка будет чувствовать поддержку банка на протяжении всей свой жизни и это прекрасно.
Вы знаете, все ждут поддержки от государства. Да, государство должно заботиться о своих гражданах. Но частные инициативы еще никто не отменял. Я хочу, чтобы к этому процессу подключались все банки, компании, бизнесмены. Депозитные вклады на имя детей популярное действо, я бы даже сказал, традиция в цивилизованном мире. И у нас в стране эта традиция должна укорениться, другого пути нет. Для этого родители смело должны пользоваться услугами банков.
- А как у вас выстраиваются отношения с медиа? Банк прозрачен для СМИ? И почему вы редко появляетесь в прессе?
- Наш незыблемый принцип - максимальная открытость, транспарентность для СМИ, следовательно, для общественности. Наши сотрудники, ответственные менеджеры отвечают на любые вопросы журналистов. Если не могут ответить сразу, тогда подготавливаются и отвечают.
Что касается моего редкого появления в прессе, то позвольте не согласиться с вами. Да, безусловно, я консервативен в этом вопросе, но очень часто журналисты интервьюируют меня в парламенте, обращаются с различными вопросами – как по банку, так и по вопросам Милли Меджлиса. Также довольно часто мы принимаем представителей СМИ в банке.
Кямиль Хамзаоглу, 1news.az