Давос - Хоккайдо: Климат важнее кризиса
Лихорадка, охватившие мировые фондовые рынки как раз на давосской неделе, - Всемирный экономический форум вчера завершился, - внесла интригу во вполне стандартное и ожидаемое объявление японским премьером Ясуо Фукуда повестки дня саммита G-8, который пройдет в июле на Хоккайдо.
Некоторые наблюдатели предположили даже, что Фукуда, прибыв в Давос на один день исключительно для оглашения повестки, изменит акценты. То есть главной темой встречи на Хоккайдо объявит не климат, как то предполагалось ранее, а меры по стабилизации мировой экономики.
Предпосылки для этого были: несколько недель поочередных заявлений крупнейших мировых финансовых организаций о рекордных убытках, и как кульминация – панический обвал всех фондовых рынков мира, начавшийся на прошлой неделе.
Выступления на Давосе были одно минорнее другого. Известный валютный спекулянт Джордж Сорос провозгласил окончание эпохи доллара как мировой резервной валюты. Авторитетный экономист Нуриель Рубини заявил, что «рецессия в экономике США будет глубокой и долгой – не менее четырех кварталов, и это будет очень серьезная рецессия», которая неминуемо отразится на мировой экономике. А на закуску гендиректор МВФ Доминик Стросс-Кан (Dominique Strauss-Kahn) призвал все страны предпринять "серьезные" меры, как монетарные, так и фискальные, чтобы нейтрализовать угрозу рецессии в экономике США. Призыв Стросс-Кана помочь «раненому гиганту» любыми способами, вплоть до увеличения госрасходов даже в странах с бюджетным дефицитом – лишнее свидетельство того, сколь опасна нынешняя ситуация для мировой экономической системы.
Но предчувствие «тощих» годов не заставило японский кабинет министров скорректировать повестку дня саммита G-8. А оглашавший ее премьер-министр Японии Ясуо Фукуда сорвал немало аплодисментов, описывая намерения Японии в реализации плана Cool Earth Partnership.
Придумывая название представленному Фукудой проекту, креативщики из японского кабинета министров наверняка вспомнили японскую кампанию Cool Biz («прохладный бизнес», или, по другому значению слова cool – «крутой бизнес»). С лета 2005 года по инициативе министерства окружающей среды многомиллионную армию японских служащих убеждают не устанавливать температуру на кондиционерах ниже 28 градусов по Цельсию, и изменить традиционному дресс-коду: снимать на работе пиджаки, носить брюки из «дышащих» материалов, рубашки с короткими рукавами и расстегивать воротник. Как подсчитало министерство окружающей среды, по итогам кампании Cool Biz летом 2005 года выброс CO2 в Японии сократился на 460 тыс тонн (эквивалент выбросу, который производит миллион домохозяйств в течение месяца), а летом 2006 – на 1,14 млн тонн (эквивалентен углекислому газу, вырабатываемому за месяц 2,5 миллионами домохозяйств).
Подобного немедленного эффекта, конечно, не стоит ждать от инициатив, объявленных японским премьером в Давосе. Но финансовый их размах, вкупе с традиционной для японцев тщательностью в реализации любых проектов, позволяет предположить, что и здесь результат окажется впечатляющим.
Инициативы эти таковы. Во-первых, (по порядку объявления, а не по значимости) – учреждение Японией фонда на сумму в $10 млрд и срок 5 лет, средства из которого пойдут в развивающиеся страны на дело борьбы с глобальным потеплением. Во-вторых – инициатива Японии по созданию мультинационального фонда с аналогичными задачами. США и Великобритания, по словам Фукуды, уже согласились на этот проект, для остальных же стран, что называется, дверь открыта. Наконец, Япония начинает вложение $30 млрд в пятилетнюю программу повышения энергетической эффективности и экологической безопасности собственной промышленности, призывает весь мир к 2020 году повысить энергоэффективность производства на 30%.
Проблема глобальных климатических изменений, подтвердил Фукуда, остается главной темой саммита G-8 на Хоккайдо. Правда, подчеркнул, что остальные оглашенные им пункты повестки встречи лидеров стран «большой восьмерки» – а это обеспечение экономической стабильности», «помощь беднейшим странам, прежде всего, государствам Африки», и «борьба с терроризмом» – не менее горячи, и тоже требуют специальных мер по «охлаждению».
Такая расстановка приоритетов свидетельствует о том, что изменения в мировой системе хозяйствования уже начались. То есть необходимость совместного преодоления технологического отставания бедных стран с целью снизить губительное воздействие человека на природу становится важнее помощи зашатавшемуся колоссу – экономике США, сколь бы серьезными ни были проблемы этого колосса.
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА Новости