Тимошенко грозится объявить «газават» «Газпрому»
Второе пришествие в должность премьер-министра правительства Украины Юлии Тимошенко запомнится гражданам этого государства по такому знаменательному событию, как раздача денег в количестве, приблизительно соответствующем $ 200.
Но не всем, а только тем, кто имел денежные вклады в Сберегательном банке бывшего СССР по состоянию на 1 января 1992 года и сумевшим дожить до такого радостного дня.
Процедура выдачи денег показала, что даже и такого количества вкладчиков вполне хватило для того, чтобы учинить давку в очередях почти повсеместно, где осуществлялись выплаты компенсаций. Избежать масштабов печально известной давки народа, произошедшей во время раздачи царских подарков на Ходынском поле в Москве по случаю коронации Николая II в 1986 году, помогла довольно разветвленная сеть отделений банка, сохранившаяся еще с советского времени. По замыслу организаторов мероприятия эта не бог весть какая по нынешним временам сумма денег должна была помочь людям пережить холодную зиму и преодолеть трудности, вызванные в том числе наложением запрета на ввоз свинины и изделий из нее из Азербайджана. Он вступил в силу чуть ли не сразу после того, как руководителями ветеринарной службы нашей республики было сделано официальное заявление о выявлении случаев заболевания африканской чумкой среди поголовья свиней в одном из районов Азербайджана. Та поспешность, с которой украинские власти ввели запрет, дает основания полагать, что Азербайджан - единственная мусульманская страна – член организации ГУАМ, всерьез рассматривается ими еще и в качестве альтернативного поставщика свинины, а возможно и сала на потребительский рынок этого государства.
Вероятно, что принятое на волне популизма решение о компенсации вкладов населения пробило брешь в госбюджете Украины. В поисках источников финансирования для ее латания Юлия Тимошенко решила обратиться к такой благодатной теме, как формирование цены на природный газ, поставки которого осуществляются с территории России. Как известно, оно взаимосвязано со стоимостью транзита по территории Украины российского газа, следующего на экспорт в Евросоюз. Прежде чем затеять очередной газовый спор с Россией, Юлии Тимошенко понадобилось сверить свои позиции с европейцами, чтобы заручиться поддержкой Евросоюза. Именно в таком контексте можно рассматривать нашумевшее заявление, сделанное ею в Брюсселе о необходимости строительства еще одного газопровода.
Романтичное название White Stream («Белый поток»), которое она, судя по всему, придумала в ходе выступления, следует отнести к тому, что после неудавшегося имиджа «померанцевой леди» Ю. Тимошенко в одежде стала отдавать предпочтение белому цвету. Как это ни странно выглядит, но большую, чем даже среди стран-членов Евросоюза поддержку инициативе украинского премьер-министра оказали отдельные политологи и эксперты у нас в республике.
Но общеизвестно, что на Востоке всякая торговля, а тем более таким стратегическим товаром, каковым является природный газ, издавна считается прерогативой мужчин. И такое бесцеремонное вмешательство женщины в мужские дела, причем в обход принципов субординации, положило конец терпению обычно невозмутимого президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова. МИД этого государства сделал довольно резкое заявление, в котором указывается на то, что международная практика строительства международных трубопроводов предусматривает уведомление о реализации таких проектов после консультации и переговоров со всеми заинтересованными сторонами. И исходить оно должно от страны-поставщика энергоресурсов, а Туркменистан не знает о существовании такого проекта, равно как и не делал официальных заявлений по другим.
Привнесение майданного популизма в международные отношения на фоне вырисовывающихся все более четко политических противоречий между президентом Украины В. Ющенко и Ю. Тимошенко могут привести к новому противостоянию в обществе. Уже сейчас эксперты Всемирного банка рекомендуют правительству страны поднять цены на газ для населения на 38%, а предприятия Донбасса направляют все оборотные средства на погашение задолженности по этому углеводородному сырью. Кроме того, национальной компании «Нафтагаз Украины» грозит технический дефолт. Инвесторы, в отличие от ее менеджмента, не считают ее деятельность прибыльной и требуют международного аудита. Если последний подтвердит их правоту, то в отсутствие государственных гарантий она не сможет получать кредиты. Этот год обещает экономические неурядицы для Украины, которые могут отразиться на планах сотрудничества наших двух стран в энергетической сфере. В том числе и реализации проекта «Одесса-Броды». Ведь на Украине грядет передел сфер влияния в топливно-энергетическом комплексе.
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции