Косово: будет ли проявлена исламская солидарность?
Список стран, готовых признать Косово постепенно растет. Но многие колеблются, в том числе арабские и мусульманские страны, несмотря на то, что Вашингтон подталкивает их проявить солидарность с косовскими мусульманами. В чем причина?
В ходе пресс-брифинга, последовавшего за объявлением Косово независимости, заместитель госсекретаря США по политическим делам Николас Бернс приветствовал признание этого шага Организацией Исламская конференция (ОИК) и, следовательно, правительствами государств, входящих в эту структуру. «Мы думаем, что это очень позитивный шаг, что мусульманское государство, государство с мусульманским большинством было создано сегодня».
Прав или неправ Берн – решать это европейцам, и без того западные СМИ, включая американские, полны опасениями в связи с возникновением мусульманского анклава посреди пока еще в основном христианской Европы. Вопрос о европейской самоидентификации – один из самых болезненных. Он постоянно возникает, то в связи с обсуждением европейской конституции и перспективами вступления в Евросоюз Турции, то в ходе решения проблем мигрантов или во время погромов после публикации европейскими СМИ карикатур на пророка Мухаммеда. Но повторим, эта дискуссия – дело европейцев. Также как и очередные попытки Вашингтона играть на исламском факторе.
На данный момент самый актуальный вопрос – станет ли Косово прецедентом для других территорий. И именно здесь кроется причина нерешительности многих, в том числе мусульманских стран, в признании независимости Косово, по крайней мере, в первых рядах. Простой фактор исламской солидарности, на которую рассчитывали США – пока не срабатывает.
Среди признавших независимость Косово в первые дни членов ОИК – Турция, Афганистан и Сенегал. Три государства из почти шестидесяти членов этой организации. Остальные выжидают, прежде всего, из-за потенциальной угрозы внутреннего раскола и/или возможной дестабилизации ситуации у соседей. Назовем только несколько потенциально опасных зон: Иран – с курдскими и азербайджанскими анклавами, Марокко с проблемой Западной Сахары, а также с периодически возникающими волнениями среди берберского населения. Та же проблема с берберами в Алжире. Значительные шиитские общины на территории монархий Персидского Залива. На Бахрейне шиитское население составляет около 75%, в Саудовской Аравии около 15%, в Катаре - 11%, в Объединенных Арабских Эмиратах - 17%. И отношения между этими общинами и центральной властью отнюдь не простые. Потенциально взрывоопасна и ситуация в Сирии. При всей видимости стабильности - стоит центральной власти дать слабину – и межобщинные конфликты выйдут наружу. Хотя, безусловно, этой стране далеко до того, что происходит в Ливане и Ираке.
Впрочем, пока никто в упомянутых взрывоопасных зонах не решился громко заявить о том, что собирается последовать косовскому примеру. И дело не в том, что с юридической и политических точек зрения все эти ситуации с Косово сравнивать не совсем верно. Опасность косовской независимости прежде всего в том, что решение об этом было принято без резолюции СБ ООН, лишь благодаря поддержке США и ряда европейских стран. Т.е. возобладала политическая конъюнктура, а не международное право. Следовательно, те, кто захотят последовать примеру косовских албанцев, могут сыграть в ту же игру. Все зависит от того, что выгодно Вашингтону. И именно это пытаются понять те, кто потенциально может пойти по косовскому пути и те, кто опасаются подобного развития в своих странах.
Неслучайно в первые дни после объявления независимости Косово к желающим последовать этому примеру не присоединились курды. Хотя, прежде всего, именно о курдской проблеме в связи с Косово упоминают многие аналитики и СМИ, в том числе американские и турецкие. Они ставят вопрос о том, как, сказав Косово «да», продолжать говорить «нет» курдам.
Курдская ситуация – одна из самых напоминающих косовский случай. Однако политический расклад сил не в пользу курдов. Основная их территория проживания находится в четырех странах – Турции, Ираке, Иране и Сирии. И как бы не хотелось Вашингтону задеть Дамаск и Тегеран, он не будет подрывать интересы Анкары – своего давнего партнера и союзника. Более того, американцы не мешают военным операциям Турции против «курдских сепаратистов». Что касается иракских курдов, то им самим необходима поддержка США, которая гарантирует безопасность, а также немалые политические и экономические дивиденды. Именно поэтому курды не рвутся в первых рядах следовать примеру косовских албанцев, а Анкара смело заявляет о признании независимости Косово.
В отличие от курдов не промолчали палестинцы. Так накануне один из советников главы Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса Ясир Абд Раббо заявил, что палестинцы могут последовать примеру Косово и в одностороннем порядке объявить об образовании своего государства, если диалог с Израилем не принесет ожидаемых результатов. Правда, это тут же было опровергнуто другими высокопоставленными палестинскими политиками, в том числе и Аббасом, который выступает за продолжение переговоров. И опять же дело здесь не в том, похожа ли косовская ситуация на палестинскую, или нет, как бы не стремился Вашингтон свести все именно к этому, утверждая, что объявление независимости Косово – случай уникальный. Все гораздо проще – на данный момент США всячески поддерживают, более того подталкивают, продолжение палестино-израильских переговоров и настаивают на скорейшем провозглашении независимости Палестины. Если расклад будет другой, то, несомненно, палестинцы вспомнят о косовском примере. И их поддержат другие в арабском и исламском мире.
Пока же большинство правительств продолжает просчитывать, что им обойдется дороже – признание независимости Косово, или сохранение нейтралитета.
Мария Аппакова, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА-Новости