Очередной шаг на пути признания независимости Абхазии и Южной Осетии?
На прошлой неделе президент России В.Путин дал поручение правительству реализовать ряд мер по урегулированию отношений России с Абхазией и Южной Осетией.
Правительство в трехмесячный срок должно подготовить свое предложение по усилению внимания к социально-экономическим проблемам граждан Российской Федерации (РФ), проживающих в этих непризнанных республиках.
В настоящее время очень большой процент тех, кто живет в Абхазии, имеют российские паспорта, около 80% проживающих в Южной Осетии, также имеют российские паспорта, российское гражданство. Если подойти к вопросу с официальной точки зрения, то и на этих людей должны распространяться все права российских граждан, предусмотренные конституцией России. И так Россия уже долгие годы оказывает моральную, материальную и военную поддержку обоим сепаратистским республикам.
Правда, чтобы не раздражать Грузию и мировое сообщество, Россия об этом никогда не заявляла официально. Более того, она всегда отрицала свое присутствие в регионе, кроме того, что ее военные миротворческие силы размешены в зоны этих конфликтов по официальному мандату ООН, и вмешательство во внутренние дела этих республик. Но на этот раз Россия заявляет о своих предполагаемых намерениях открыто. Видимо, что признание независимости Косовского края со стороны большинства западных стран, вопреки воле России, утвердило политическое руководство России в мысли, что при решении подобных проблем следует отбросить всякую «стыдливость», политическое маневрирование, и не считаться с мнением мирового сообщества.
Последнее поручение В.Путина российскому правительству Абхазии и Южной Осетии, вместе с изменением существующего положения дел в регионе, может крайне обострить межгосударственные отношения между Грузией и Россией, которые и так не блещут сбалансированностью. В распоряжении указывается на необходимость открытия в этих непризнанных республиках филиалов тех российских министерств и ведомств, которые нужны для более надежной защиты социальных и экономических прав населения этих республик.
В первую очередь, речь идет о таких организациях, как Минздравсоцразвития, Пенсионный фонд РФ, а также ведомства, обеспечивающие бесперебойную почтовую, телефонную и телеграфную связь. Кроме этого, в эти республики будут направлены представители консульских учреждений МИД РФ. Вообще-то, такой шаг со стороны России предвиделся. Потому, что уже долгие годы, усилиями российских миротворческих сил, размещенных в районах обоих конфликтов, якобы контролирующих соблюдения режима прекращения огня, обе республики фактически изолированы от Грузии, и находятся под контролем России.
Контрольно-таможенные посты обоих республик на границах с Россией находятся под надзором российских миротворческих сил и местных властей, что не позволяет Грузии контролировать количество и характер поступающих грузов в эти сепаратистские республики. А это, в свою очередь, является одним из основных причин, мешающих установлению суверенных прав Грузии в этих районах.
Совсем недавно Россия объявила о снятии санкций в отношении Абхазии в одностороннем порядке, которые предусматривали не только торгово-экономические санкции, но и ограничение военной помощи непризнанной республике. К тому же, Россия призвала и других государств СНГ, с которыми были достигнуты договоренности по сути этих санкций, следовать ее примеру.
По мнению официальных властей Грузии такое решение России направлено на дестабилизацию обстановки в регионе и на создание препятствий для перспективного вступления Грузии в НАТО. В конце марта Государственная Дума (ГД) пригласив на свое очередное пленарное заседание представителей Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, провела слушания по этим непризнанным республикам. Во время этих слушаний, некоторые радикально настроенные депутаты ГД, ссылаясь на Косовский прецедент, требовали принятие со стороны российского парламента документа о признании независимости этих трех сепаратистских республик.
Примечательно, что одноименная фракция, имеющая конституционное большинство в ГД, правящей партии «Единая Россия», искусно заблокировала радикальные предложения некоторых депутатов по данному вопросу. А приглашенный на заседание ГД глава МИД России С.Лавров преподал депутатам настоящий урок по азам геополитики, подчеркнув, что внешнеполитические вопросы являются прерогативой президентских полномочий, и депутаты должны знать свое место.
В итоге, было принято заявление ГД, под названием «О политике РФ в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья», где содержатся положения об уважении территориальной целостности Грузии и Молдавии, которое, по словам представителей сепаратистских режимов, сильно разочаровало их. Представители этих непризнанных республик заявили, что они с изумлением наблюдали, как действуют тайные пружины парламентаризма эпохи суверенной демократии. Тогда еще некоторые российские эксперты намекали на разные возможные варианты признания независимости непризнанных республик. Не исключено, что одним из этих вариантов и есть последние намерения российского руководства в отношении Абхазии и Южной Осетии.
Параллельно мерам по усилению внимания к проблемам российских граждан в этих республиках, Россия намерена разблокировать практически все санкции, которые были осуществлены за последние два года в отношении Грузии. В.Путин одновременно правительству дал поручение разработать комплекс мер по открытию российских рынков для грузинских сельскохозяйственных производителей и для производителей вина и об открытии сухопутного сообщения. А совсем недавно были восстановлены воздушное и морское сообщение между Грузией и Россией.
По всей видимости, в ближайшее время будут облегчены и меры касательно применения визового режима между этими странами. Можно предположить, что таким образом, Россия рассчитывает подсластить горькую пилюлю для Грузии. Не исключено, что, применяя тактику кнута и пряника, Москва добивается отказа Тбилиси от стремления вступления в Североатлантический альянс. Но намерения России по отношению к этим сепаратистским республикам не могут не насторожить Грузию и поддерживающих ее стран, а также тех государств, которые выступают за незыблемость существующих границ.
Потому что открытие филиалов российских государственных учреждений в этих республиках, в пику политической воли Тбилиси, фактически означает включение этих республик в состав России, в виде новых субъектов РФ. В современном мире, когда экономическая экспансия не менее эффективна, чем военная, по всей видимости, Россия избрала именно этот путь борьбы с Грузией, чтобы не отпустить ее из своего сферы влияния.
Многие эксперты эти шаги Москвы расценивают, как попытку России наказать Грузию, которая однозначно объявила интеграцию в НАТО и западным ценностям приоритетным направлением своего внешнеполитического курса. Уже многие официальные лица из западных стран, международных организаций и НАТО выразили свое недовольство намерениями России по отношению Абхазии и Южной Осетии, призвали ее уважать территориальную целостность Грузии и не совершать такие действия, т.е. провокационного характера.
Но поскольку, последний, Бухарестский саммит НАТО открыто обнажил глубокие противоречия между членами этого блока, по вступлению в альянс Грузии, можно предположить, что Россия вряд ли воспримет эти заявления всерьез. Кроме того, буквально на днях Совет Безопасности (СБ) ООН единогласно подтвердил мандат миротворческим силам СНГ по урегулированию в Абхазии, т.е. на очередные полгода российские миротворческие силы будут полновластными хозяевами в данном регионе. А это означает, что международные организации сами такими решениями дают карт-бланш в руки России на подобные действия.
Исходя из этого, думаю, что западные страны, которые поддерживают территориальную целостность Грузии, и ее интеграцию в западные структуры и ценности, в первую очередь, должны ратовать не за вступление Грузии в НАТО, а за ввод в зону грузино-абхазского конфликта международных миротворческих сил. Пока этого не случилось, все разговоры о поддержке Грузии со стороны этих государств и структур будут носить характер переливания из пустого порожня. Доказательством этому может служить и разбирательство в СБ ООН по ситуации в Абхазии и Южной Осетии. В конце обсуждений СБ ООН не принял никаких заявлений по этому поводу.
Хотя, четырьмя странами-членами СБ (США, Великобритания, Франция и ФРГ) и было принято коммюнике, в котором выражается озабоченность последними российскими инициативами, касательно Абхазии и Южной Осетии, и содержится также призыв к России отозвать свои решения или не выполнять их, тем не менее, это не является полновесным официальным документом, который потребовал бы от России выполнять условия, озвученные в нем. Представитель России в ООН В.Чуркин заявил, что на этот призыв его страна реагировать никак не будет, так, как этот документ не имеет никакое отношение ни к СБ, ни к другим органам ООН. Может возникнуть вопрос: «Не означают ли последние шаги России по отношению сепаратистских республик в составе Грузии, фактическое признание с ее стороны их независимости?».
Хотя трудно ответить на данный вопрос однозначно, все-таки, полагаю, что, это не совсем так. Несмотря на то, что последние намерения России в какой-то мере служат этому, вряд ли российское политическое руководство, которое последние 6-7 лет проводит прагматическую внешнюю политику, официально признает независимость этих республик. А независимость не признанная де-юре, не может иметь прочную основу, и все время судьба такой независимости будет висеть на волоске.
С другой стороны, это может привести к двум крупным отрицательным последствиям для самой России: 1) если Россия, не заручившись поддержкой хотя бы маленькой части международного сообщества и некоторых стран, единолично признает независимость этих республик, то это может привести к ее изоляции на международной арене; 2) сделав такой шаг, Россия может спровоцировать парад суверенитетов на собственной территории, и дать прекрасный шанс другим государствам в деле признания независимости субъектов РФ, которые потенциально имеет тягу к сепаратизму.
После обнародования последних российских намерений по отношению к Абхазии и Южной Осетии, некоторые эксперты, стали проводить сравнительный анализ на счет того, может ли Россия, гипотетически, в будущем предпринять такой шаг и в Нагорном Карабахе. Предполагаю, что такие опасения беспочвенны, и вот почему:
1) Нагорный Карабах (НК) в отличие от Абхазии и Южной Осетии не имеет общих границ с Россией. Именно этот момент, в первую очередь, облегчал задачу России, при поддержке этих сепаратистских режимов. Если Россия даже захочет в НК действовать аналогичным образом, то неосуществимость такой затеи, хотя бы технически очевидна.
2) Россия является одним из трех сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ, основного посредника в переговорном процессе решения Нагорно-Карабахской проблемы. Такой необдуманный шаг с ее стороны в ответственный момент, может привести к удалению из этого процесса России. А это в конечном итоге может нанести сильный удар по позициям России, которая имеет собственные геополитические интересы в Азербайджане, на всем Южном Кавказе.
3) Несмотря на все старания Армении, и сепаратистского режима НК, на парламентские слушания в ГД РФ по непризнанным республикам на пространстве СНГ, представители НГ не были приглашены. Это может свидетельствовать о том, что уже в России отношение к Карабахской проблеме и сепаратистскому режиму, постепенно меняясь, приобретает оттенки объективности.
4) Азербайджан единственная страна в Южно- Кавказском регионе, которая в лице своего Президента И.Алиева, проводит сбалансированную политику. Поддерживающий идею мирного сосуществования, не только в регионе, но и во всем мире Азербайджан, является примером для многих в вопросах национальной и религиозной толерантности. Такая толерантность не наблюдается в Армении даже по отношению их "стратегических союзников"-русских. Не может быть, что такие простые истины не удостоились внимания российского руководства. Поэтому, предполагаю, что оно не предпримет шаги, которые могли бы обострить отношения с Азербайджаном.
5) В отличие от других государств региона, политико-экономическая значимость Азербайджана каждым годом все больше и больше растет не только на Южном Кавказе, но и во всем мире. А это, в свою очередь, заставляет другие страны считаться с его растущим влиянием.
6) Азербайджан, взявший курс на интеграцию к европейским и западным ценностям, тем не менее, не отказывается от добрососедских отношений и двустороннего взаимовыгодного сотрудничества с Россией, и всячески выступает за укрепление этих отношений.
7) В вопросе, так называемой проблемы Иранского ядерного оружия, Азербайджан однозначно объявил, что не представить свою территорию для нанесения отсюда ударов по Ирану, который является одним из основных союзников России. И это притом, что не всегда Иран ведет себя адекватно по отношению к Азербайджану.
8) В отличие от зон абхазо-грузинской и грузино-южноосетинской конфликтов, в зоне Карабахского конфликта, Россия не имеет мандат ООН, для размещения своих миротворческих сил. Размещение же в зоне конфликта вооруженных сил, не имеющих юридического статуса, может столкнуться с давлением со стороны мирового сообщества. А без поддержки военного контингента невозможно провести в жизнь комплекс мер, наподобие тех, что в Абхазии и Южной Осетии.
9) Принципиальное негативное отношение руководства Азербайджана ко всем сепаратистским режимам, без исключения, проявился и при признании независимости Косово, что не могло пройти мимо внимания России. Интересно, что в этом вопросе, в отличие от позиций Армении и сепаратистских режимов, которые от души поддерживали независимость Косовского края, позиция Азербайджана полностью совпадала с позицией России, которая категорически выступала против принятия такого решения.
Список этих причин, которые вряд ли позволят России предпринять опрометчивый шаг по отношению к Азербайджану, можно увеличить. Но думаю, что и этого достаточно. Вдумчивая, сбалансированная и здоровая политика Президента Азербайджана И.Алиева способствует укреплению авторитета страны на международной арене, и обезоруживает тех, кто в силу определенных причин, пытаются занять необъективную позицию. В этом плане интересно звучит мнение известного российского эксперта А.Малашенко: «Если все-таки конфликт между Арменией и Азербайджаном возобновится в виде военных действий, то в любом случае, позиция России будет крайне осторожной и крайне неясной, типа и нашим, и вашим. Это неизбежно». Исходя из всего вышесказанного, можно предполагать, что вряд ли Россия, поверив красным словцам, о вековой дружбе, братстве и христианской солидарности, своих коварных «стратегических союзников», попытается по Абхазскому и Южно-Осетинскому сценарию, проводить в жизнь комплекс мер и в Нагорном Карабахе.
Сахиль Искандеров
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции