Египет: чрезвычайное положение как норма жизни
Президент Египта Хосни Мубарак продлил еще на два года чрезвычайное положение в стране. Событие для страны вполне ординарное.
Ведь чрезвычайное положение там действует уже 26 лет. Его ввели 6 октября 1981 года, сразу же после убийства бывшего президента Анвара Садата.
В него стрелял сторонник радикальных братьев-мусульман, лейтенант Халед Исламбули за то, что президент Египта заключил мирный договор с Израилем в 1979 году. С тех пор чрезвычайное положение в стране пирамид продлевается регулярно и давно превратилось в норму жизни.
Хосни Мубараку сейчас 80 лет. На протяжении более, чем четверти века, он, подобно Отто Бисмарку, управляет Египтом «железными руками в бархатных перчатках». Сейчас даже трудно сказать, где был бы без этого Египет. Египет – светская страна, однако исламский фактор с каждым годом играет в ней все более доминирующую роль.
Главный враг Египта – вовсе не Израиль, и не США, а радикальные экстремистские группировки внутри страны – братья-мусульмане и «Аль-Гамаа Аль-Исламийя» (исламская группа). Они убили бывшего президента, они открыто заявляют, что их цель – свержение светского режима и превращение Египта в исламское государство. Именно поэтому в стране и действует чрезвычайное положение. В Египте запрещены несанкционированные властью собрания и демонстрации, запрещено создание любых партий на религиозной основе. (Запрет на религиозные партии ввел еще Гамаль Абдель Насер в 1954 году после неудачного покушения на него со стороны братьев-мусульман).
В то же время, чрезвычайное положение нисколько не ограничивает свободу передвижения египтян. Его практически не ощущают ни иностранные туристы, ни аккредитованные в стране дипломаты. Среди иностранцев некоторые ограничения чувствуют на себе только журналисты, особенно телевизионные. С другой стороны – неподчинение полиции в Египте – вовсе не означает расстрел на месте. К примеру, в апреле по Египту прокатилась волна забастовок, первая, за последние 30 лет. В Каире, Александрии, других городах бастовали работники текстильной промышленности. В акции приняли участие порядка 40 тысяч человек. Бастующие выступали против очередной приватизации госпредприятий, требовали от государства повышения зарплаты и улучшения условий труда. Впрочем, до демонстраций и беспорядков дело не дошло. Власти пошли на уступки и повысили зарплаты.
За четверть века на Мубарака было совершено несколько покушений, организаторами которых были братья-мусульмане. Однако, каждый раз президентская служба безопасности была на высоте – Мубарак не пострадал. Будучи неспособными убить президента, религиозные фанатики сменили тактику – они стали охотиться на иностранных туристов. Цель - подорвать туриндустрию страны, которая является одним из основных источников валютных поступлений Египта.
10 лет назад, в 1997 году, в результате крупнейшего в истории Египта теракта в Луксоре были убиты 58 иностранных туристов из Японии, Германии и ряда других стран. Как следствие – почти год в Египте не было туристов из западных стран. Ответственность за это преступление взяла на себя экстремистская группировка «Аль-Гамаа Аль-Исламийя». С тех пор все туристические районы и объекты Египта, равно как и сами туристы, находятся под усиленной охраной.
В 2005 году Хосни Мубарак сыграл в демократию на западный манер – находясь почти четверть века у руля государства, он провел первые в истории страны альтернативные президентские выборы, а затем и выборы парламентские. В итоге президентского голосования Мубарк набрал 88,6%, но в парламент прошло более 100 так называемых «независимых депутатов», а по сути представителей запрещенных в стране религиозных группировок. Правда они занимают лишь четверть парламентских кресел и потому не могут блокировать ни одно решение президента или правительства.
Враги ругают Мубарака за то, что его Египет идет в фарватере американской политики. Но, на мой взгляд, это гораздо лучше и безопаснее для региона, чем воинствующий ислам. Население Египта уже достигло почти 80 миллионов человек, ресурсов не хватает, продовольственный кризис уже дошел и до берегов благодатного Нила. Сегодня даже страшно представить, что может ждать «страну пирамид» в случае прихода к власти братьев-мусульман. Это:
Политическая и экономическая изоляция;
Как следствие - резкое падение уровня жизни населения и экономический хаос;
Агрессивная внешняя политика;
Попытки идеологической экспансии - объявление «джихада» соседям и стремление экспорта «исламской революции» за пределы Египта.
Чтобы избежать подобного сценария, Мубараку приходится отказываться от многих атрибутов западной демократии. Всех обвиняемых в терроризме ждет суд военного трибунала, что означает либо смертный приговор, либо длительные тюремные сроки.
Чрезвычайное положение в «стране пирамид» превратилось в обязательное условие существования стабильной власти и фактически стало институтом политической системы Египта. И сейчас никто не видит никакого смысла его отменять. Во всяком случае, до тех пор, пока правит Мубарак.
(Мнение автора может не совпадать с мнением редакции)
Андрей Муртазин, обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости