США и Чехия ставят точку в вопросе о строительстве американской ПРО
Соответствующее соглашение во вторник подпишут в Праге госсекретарь США Кондолиза Райс и чешский министр иностранных дел Карел Шварценберг. Однако до реализации окончательных планов Вашингтона по развертыванию третьего позиционного района в Европе еще далеко: соглашение еще должен одобрить чешский парламент, а Польша выставила США новые условия.
США наполовину приблизились к осуществлению своей затеи по размещению американской ПРО в Европе. Во вторник Чехия в лице своего министра иностранных дел Карела Шварценберга подписывает с госсекретарем США Кондолизой Райс соответствующее соглашение.
РЛС планируют развернуть в 90 км от чешской столицы на полигоне Брды, а его обслуживанием займутся 60 военных. Договор подразумевает, что РЛС станет в будущем частью системы противоракетной обороны НАТО.
Второй документ, регулирующий условия пребывания в Чехии американских военнослужащих (SOFA), пока не готов к подписанию.
После подписания соглашение должно быть одобрено чешским парламентом, а затем подписано президентом Вацлавом Клаусом. Дилемма перед депутатами встанет непростая – как говорят последние социологические исследования, 70% их избирателей выступают категорически против строительства на территории государства американской ПРО.
А в день визита Райс в Прагу в городе прошли массовые митинги против строительства радара с требованиями провести референдум по этому вопросу.
Если Чехия, наконец, согласилась пойти на поводу у США, то со вторым претендентом на американскую ПРО дела обстоят неважно. Польша, все последние месяцы трепавшая Вашингтону нервы своим то согласием, то отказом от ПРО, казалось бы, наконец-то сдалась.
Во всяком случае, еще на прошлой неделе польский президент Лех Качиньский клялся, что соглашение с Вашингтоном будет подписано до конца июля, а польские СМИ называли конкретную дату – 10 июля, во время визита в Варшаву госсекретаря США.
Однако в последний момент премьер-министр Польши Дональд Туск пошел на попятный, оценив согласие своей страны в 20 млрд долларов – в тысячу раз больше, чем планировали потратиться США.
«Я не могу позволить, чтобы другие вопросы, помимо безопасности Польши, оказывали решающее влияние на вопрос размещения в стране ПРО США. Переговоры – это не гонка», – аргументировал он выдвижение новых условий.
В результате, утомленная польскими капризами, Райс променяла визит в Варшаву на поездку в Тбилиси, а министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский спешно отправился в Вашингтон продолжать торги с действующей администрацией Белого дома, и зондировать почву на будущее с кандидатами в президенты.
«Мы прояснили наши позиции, и у нас было несколько продуктивных идей. Нет необходимости спасать сделку, потому что переговоры продолжались все время и будут продолжаться», – многообещающе заявил Сикорский по итогам первых переговоров в США.
В самом Белом доме также пытаются сохранять оптимизм, заявляя, что переговоры идут полным ходом. «Мы не завершили переговоры к моменту начала поездки госсекретаря, но это не значит, что мы не будем продолжать над этим работать, – это важный вопрос для Польши, важный вопрос для США и важный вопрос для НАТО, которое поддержало усилия в области ПРО», – заявил накануне официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак.
По его словам, как сообщало РИА «Новости», сам факт приезда Сикорского в Вашингтон является прямым тому подтверждением.
При этом Маккормак не исключил, что в случае достижения окончательных договоренностей между США и Польшей по ПРО Райс могла бы все-таки заехать в Варшаву перед Болгарией и Грузией.
«Если мы заключим соглашение с Польшей, то я уверен, что она с нетерпением будет ждать возможности поехать в Польшу, чтобы его подписать», – добавил он.
Правда, особой надежды на то, что Польша быстро сдастся, в Белом доме не питают. Во всяком случае, Маккормак отказался называть сроки возможного окончания переговоров, ограничившись фразой о том, что они «завершатся тогда, когда обе стороны согласятся в том, что они пришли к завершению, но не раньше».
Фикрет Садыхов, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции