Human Rights Watch обеспокоена использованием неизбирательного оружия в населенных районах
Human Rights Watch глубоко обеспокоена использованием неизбирательного оружия в населенных районах в ходе конфликта вокруг Южной Осетии, в особенности ракетной системы залпового огня (РСЗО) «Град» и «Ураган». Об этом сообщается на официальном сайте организации
В Южной Осетии сотрудники Human Rights Watch видели среди российских военных грузовиков две 16-ствольных установки «Ураган» и четыре грузовика с боеприпасами к ним. Все это направлялось в сторону административной границы Южной Осетии с Грузией. Кроме того, российские войска выдвигали в сторону Грузии значительное количество тяжелой артиллерии.
Военнослужащие сказали сотрудникам Human Rights Watch, что направляются к грузинской границе и ждут приказа о нанесении удара. Между тем 12 августа по российскому телевидению показывали кадры обстрела реактивными снарядами Кодорского ущелья, до последнего времени контролировавшегося грузинской стороной района Абхазии.
В РСЗО «Град» (122 мм) и «Ураган» (220 мм) реактивные снаряды снаряжаются осколочно-фугасной или кассетной головной частью. Обе системы предназначены для ведения огня по площадям. «Все это оружие неизбирательного действия, поскольку в населенных районах его нельзя направить строго против военных целей, так как велик риск неоправданных гражданских потерь, - говорит Холли Картнер, директор Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии. - Такое оружие просто нельзя применять там, где есть гражданское население».
Насколько Human Rights Watch известно, перед началом обстрела из Кодорского ущелья было эвакуировано около 1,5 тыс. человек - практически все население.
11 августа сотрудники Human Rights Watch побывали в югоосетинском городе Джава с целью собрать дополнительные сведения о вынужденных переселенцах и потерях, а также подробнее ознакомиться с гуманитарными последствиями военных действий в Южной Осетии. В настоящее время организацией предпринимаются усилия по получению аналогичной информации с грузинской стороны.
Джава находится примерно на полпути от Цхинвали к границе с Россией. На всем пути от границы сотрудники Human Rights Watch наблюдали направлявшиеся в сторону Цхинвали российские военные колонны (БТРы, танки, тяжелая артиллерия, другая техника).
По информации, собранной в Южной Осетии, 11 августа грузинские воздушные удары продолжались. Жители Джавы сообщили, что с грузинских самолетов были выпущены две ракеты близ пригородного села Гуфта. О каких-либо разрушениях в селе не говорят. По словам жителей, самолеты хотели уничтожить «стратегический мост», по которому осуществляется передвижение российских войск, но промахнулись. Жители говорят, что 8 августа грузинская авиация также пыталась нанести удар по этому району, в результате чего были серьезно повреждены два дома в селе Сакире и ранен ребенок.
В больнице в Джаве один из врачей сообщил сотрудникам Human Rights Watch, что с помощью российского мобильного госпиталя 9 и 10 августа они оказали помощь примерно 50 раненым (военным и гражданским), 8 августа была оказана помощь 60 раненым (также военным и гражданским). После этого тяжелораненых отправили в Северную Осетию. Не исключено, что многие прошли затем через полевой госпиталь на российской стороне границы (http://www.hrw.org/russian/docs/2008/08/10/georgi19586.htm).
По словам того же врача, с 8 по 11 августа к ним привезли пять убитых - все военнослужащие и югоосетинские добровольцы из других мест. В городской администрации Human Rights Watch сообщили, что за последние четыре дня в городе погибли четыре человека. Сначала в администрации сказали, что все убитые были гражданскими, однако затем уточнили, что на самом деле трое были ополченцами, гражданской была только одна женщина.
Human Rights Watch отмечает, что многие местные жители в Южной Осетии называют местных ополченцев гражданскими, военными они называют российских военнослужащих.
Несколько жителей Джавы и беженцев из других районов Южной Осетии говорили, что почти все мужчины в их местности ушли в ополчение, зачастую отправив перед этим семьи в Северную Осетию. Все работники гражданской администрации, с которыми встречались сотрудники, были в камуфляже, включая главу администрации Джавы и местного депутата югоосетинского парламента. Они также подтвердили, что практически все здоровые мужчины в ополчении, чтобы «защищать свои семьи и свою Родину вместе с российской армией». В администрации Джавы также говорят, что вместе с югоосетинскими формированиями воют российские казаки.
По словам работников джавской администрации, город служит транзитным пунктом для беженцев, которые направляются из Цхинвали в Северную Осетию. По состоянию на вечер 11 августа в городе, как заявили в администрации, беженцев не было, никаких списков проходивших ранее не составлялось. При этом в администрации сообщили, что в последние два дня через город прошло много автобусов с беженцами из Цхинвали.
Действительно, по дороге из Северной Осетии сотрудники Human Rights Watch наблюдали несколько автобусов с беженцами, направлявшихся в сторону Северной Осетии, в противоположном направлении следовали автобусы с молодыми людьми в камуфляже.
З. И.