Некоторые штрихи к портрету Дика Чейни
Кто же такой Дик Чейни, который буквально через несколько дней посетит Азербайджан?
Вице-президент США с 2001 года, ранее - глава президентской администрации (1975-1977), член Палаты представителей (1978-1989), министр обороны (1989-1993). Руководил военными операциями в Панаме и в Персидском заливе. Бывший глава правления компании «Халлибертон». Убежденный консерватор, сторонник проводимого администрацией Джорджа Буша «продвижения демократии любой ценой».
По мнению наблюдателей, Чейни - не обычный вице-президент: он активно участвует в формировании государственной политики. Многие утверждают, что влияние Чейни, обычно находящегося в тени Буша, фактически больше, чем у самого президента. В США говорят, что вице-президент «в одном биении сердца» от поста президента. Одно из правил его военной политики - судить о противнике не по намерениям, а по его возможностям. Основная идея уже в 1989 году была такая: США должны не реагировать на события, а направлять их так, чтобы предотвратить появление второй сверхдержавы на международной арене.
Если необходимо - использовать силу. Дик Чейни относится к «неоконсерваторам», считающим, что США должны играть в мире руководящую роль, строя Рах Аmericana («американский мир»). Говорят, на совещаниях в Белом доме Чейни большую часть времени молчит и лишь меланхолично кивает в знак одобрения того, что слышит. «Я родился на Диком Западе, - говорит Чейни о себе. - Там люди не привыкли все время дуть в трубу. И еще я помню, как меня напутствовали, когда я впервые избирался в Конгресс: «Ты никогда не попадешь в беду за то, чего никогда не произносил!»... Дик Чейни - главный архитектор внешней и оборонной политики США. Сведущие люди утверждают, что к человеческому роду он относится «прагматично», а к прогрессу в мировой истории - скептически. Его любимая книга - сборник эссе «Осень войны» малоизвестного Виктора Дэвиса Хенсона. Автор ее утверждает, что кровавый хаос - нормальное состояние человечества, что сатана существует и против него надо выступать с открытым забралом.
Нелюдимый Чейни неожиданно пригласил Хенсона - кстати, убежденного демократа, - на беседу. Писатель потом поделился с журналистами своими впечатлениями. «Чейни действительно верит, что будущее человечества трагично, - говорит Хенсон. - Он относится к порочной человеческой натуре весьма реалистично и не боится решительных действий, даже если они не слишком популярны...».
Э.Р.