Душанбинский саммит ШОС предпочел сыграть вничью | 1news.az | Новости
Точка зрения

Душанбинский саммит ШОС предпочел сыграть вничью

14:02 - 04 / 09 / 2008
Душанбинский саммит ШОС предпочел сыграть вничью

В конце августа, в свете обострившейся геополитической ситуации на Южном Кавказе, прошел очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества.

Кроме глав государств-членов организации, на саммите присутствовали лидеры Монголии и Ирана, представители Индии и Пакистана (все четыре страны имеют статус наблюдателя в ШОС), президент Афганистана и члены международных организаций. Хотя официальная повестка дня была известна заранее, и предполагалось обсудить вопросы энергетики, транспорта, безопасности на пространстве ШОС, борьбы с терроризмом и наркотрафиком и подписать  соглашение о порядке проведении совместных учений и положение о статусе «партнера по диалогу», события, произошедшие на Южном Кавказе в канун саммита, на Душанбинском саммите вывели на первый план именно данный вопрос.

Наивно было предполагать, что Россия,  пользуясь случаем, не попытается получить поддержку своим действиям в Грузии со стороны членов этой организации, которая отразилась в  довольно обтекаемой формулировке: «Главы стран ШОС приветствуют одобрение в Москве шести принципов урегулирования конфликта в Южной Осетии и поддерживают активную роль России в содействии миру и сотрудничеству в данном регионе».

В итоговой декларации саммита отмечается общность подходов участников организации к целому ряду важных аспектов мировой политики. Подтверждается приверженность принципам неделимости, безопасности и развития, строгое соблюдение Устава ООН и норм международного права, отказ от конфронтационного мышления, блоковой политики, однополярности, объединение усилий всех стран и использование возможностей многосторонней дипломатии в поиске эффективных ответов на общие вызовы и угрозы. Странно, что такую, по сути, туманную полуподдержку своим последним действиям российская сторона пытается преподнести  как  крупную дипломатическую победу.

Естественно, что Россия хотела бы получить поддержку и в вопросе признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Но при активном сопротивлении Китая ей не удалось протащить данный вопрос на этом саммите. Также по настоянию Китая из предлагаемой Россией резолюции была исключена формулировка, обвиняющая Грузию в «геноциде» населения Южной Осетии. Учитывая проблему Тайваня, который уже в течение долгого времени представляет серьезную головную боль для Китая, трудно было ожидать с его стороны какой-либо другой реакции. Да и другие члены организации вряд ли захотели бы портить отношения с Западом, безоговорочно поддержав все действия России против Грузии. По настоянию Китая в итоговой декларации саммита  особо подчеркивается приверженность стран ШОС принципам национального суверенитета и неприменения силы для решения споров. А соблюдение Устава ООН и норм международного права, чему свою приверженность объявили страны ШОС, в первую очередь предусматривает незыблемость существующих границ.

Уже эти моменты доказывают, что члены организации не намерены поддерживать независимость Абхазии и Южной Осетии, чего так хотелось добиться России хотя бы в рамках ШОС. Еще одним немаловажным моментом на саммите  был вопрос о возможном расширении организации. По официальной версии, многие страны желают вступить в эту организацию. Но, скорее всего, данное утверждение  не очень соответствует действительности. Не исключено, что Россия старается втащить в организацию хотя бы Иран, который является ее непременным стратегическим союзником. Но вряд ли это особо по душе Китаю, который в рамках этой же организации является главным соперником той же России в Центральной Азии. Наверное, именно из-за этого на Душанбинском саммите ограничились пока утверждением положения о статусе «партнера по диалогу» ШОС. Это также может объясняться тем, что в деталях не определено, что такое «наблюдатели» и каковы их шансы стать полноправными членами организации. И с самого начала странами-членами этой структуры было принято решение особо к расширению не стремиться и даже наложить временный мораторий на прием в ШОС новых полноправных членов. Но сейчас ситуация изменилась, и России необходимо сколачивать мощный военно-политический блок в противовес западному давлению. Для этого же неплохо было бы протащить туда несколько стран, лояльных к политическим и военным  «художествам» России.

Хотя ШОС не является такой организацией, за весь период ее существования Россия пытается превратить ее именно в такую структуру. Можно предположить, что за время своего председательствования (на Душанбинском саммите председательство перешло к России) она с двойным рвением будет стараться осуществить свою давнишнюю мечту. Но на этом пути Россию предостерегают серьезные трудности.

С самого начала ШОС в США рассматривается как организация с весьма туманными и с не очень понятными перспективами, но явно антиамериканской направленности. Европейские страны тоже видят в интеграционных процессах в рамках ШОС своего рода баланс их интересам в данном регионе. Интерес к этой структуре Ирана и Пакистана продиктован их желанием иметь какой-то баланс своих интересов в Центрально-Азиатском регионе. Иран с вступлением в ШОС также пытается каким-то образом подстраховать себя на случай усиления военно-политического давления со стороны США.

Но всем известно, что какие бы страны не вступили в ШОС, ключевыми игроками в ней будут  Россия и Китай. А захотят ли новоявленные члены ШОС (если, конечно, они появятся) согласиться с такой постановкой? Скорее всего, и Казахстан, который является несомненным лидером Центральной Азии (ЦА), и играет в собственную геополитическую игру в регионе, не горит особым желанием увидеть в рамках этой организации новые сильные государства, способные ограничить его геополитическое влияние. Даже в нынешнем формате в рядах ШОС и ее наблюдателей имеются серьезные разногласия. Узбекистан все время на всех возможных уровнях блокирует любые решения ШОС, выгодные Таджикистану. Все экономические и политические попытки как-то развивать сотрудничество в рамках ШОС со странами ЦА постоянно натыкаются на тормоз со стороны Ташкента. Если Пакистан станет полноправным членом ШОС, то как быть с другим наблюдателем и традиционным его геостратегическим соперником Индией? И каким образом совместить противоположные интересы этих стран в рамках единой организации? Еще более сложная ситуация с Афганистаном, который фактически полностью попал в зависимость от США. И, судя по всему, военный контингент США здесь обосновался надолго. А страны ШОС вроде бы и намерены неким единым фронтом выступать против США в вопросах военных конфликтов, тесных экономических и политических сотрудничеств.

Да и вряд ли страны ЦА, которые уже имеют такие связи с США и Европой, так легко откажутся от этого в интересах России и Китая. Не говоря о том, что сам Китай в отношениях с США старается не обострять ситуацию. У ШОС не имеется также каких-либо четких и ясных документов, регламентирующих единую позицию стран данной организации в случае нападения на одну из них третьего государства. И самое главное. Ключевые игроки этой организации -Россия и Китай, хотя на словах являются союзниками в рамках ШОС, на самом деле их экономические и геополитические интересы в ЦА очень сильно пересекаются. Каждый из них заинтересован подчинить  своему геополитическому влиянию  этот регион, который имеет огромные запасы энергоресурсов. И в данном вопросе Китай,  уже успешно внедрившийся в ЦА, является более  существенным соперником России по сравнению с США и Европой.

Поэтому, как бы не старалась Россия протащить через ШОС какие-либо решения, усиливающие ее позиции, они будут натыкаться на сопротивление Китая.

Все это дает нам основание предполагать, что, принимая итоговую декларацию Душанбинского саммита ШОС, страны организации решили сыграть вничью в игре между Россией и Западом, в которую они были вовлечены  не по собственной воле.

Сахиль Искандеров, политолог

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Редакция не несет ответственности за позицию автора

Поделиться:
4131

Последние новости

Все новости

1news TV