Политизированная труба. Когда же Украина и Европа могут вздохнуть свободно?
Безоговорочное подписание со стороны Украины документа, предусматривающего наличие мониторинговой группы (состоящей из представителей России и Европы) на ее территории в целях контроля транзита российского газа в Европу через территории Украины, в конечном итоге не привело к желаемому результату. То есть, не была восстановлена транспортировка газа в Европу, которую Россия приостановила в начале этого года.
По утверждению российской стороны, Киев не только не допустил представителей России к процессу мониторинга, к тому же Украина сама на этот раз перекрыла кран поступления газа в транзитный газопровод. На первую часть обвинения российской стороны Киев практически не среагировал. А на счет второй части суть объяснений со стороны Украины заключается в следующем: поскольку Россия не поставляет дополнительный объем газа в размере 21млн.куб. метров в сутки, который необходим в техническом процессе для прокачки газа в Европу, Украина не намерена использовать в этих целях собственные резервы. Москва в свою очередь утверждает, что необходимый объем газа для технических процессов предусмотрен в цене за транзит российского газа через Украину.
Одним словом, во взаимных обвинениях между Москвой и Киевом нет недостатка. Но все эти словесные баталии не дают ответа на конкретный вопрос: «Когда же будет восстановлена подача российского газа в Европу и Украину?». Хотя и раньше между Москвой и Киевом случались газовые эксцессы, в результате взаимных уступок вопрос решался за короткий срок. Самое главное, от прежних таких споров европейские страны не страдали, чего нельзя сказать о нынешней ситуации. От нынешнего газового кризиса, прежде всего, пострадали Турция, Болгария, Сербия, Босния и Герцеговина, Хорватия и Греция. Это объясняется еще и тем, что в Балканском регионе нет мощностей подземного хранения «голубого топлива». При этом некоторые страны покрывают до 90-100% своих газовых потребностей только за счет российского газа. Поэтому главный удар пришелся по ним. Страны, которые свои газовые потребности на 30-40% покрывают за счет российского газа, и имеют подземные хранилища, по сравнению с ними находятся в более завидном положении.
Но, тем не менее, если скоро не будет найдено решение проблемы, Европа столкнется с серьезными проблемами в сферах энергообеспечения и энергобезопасности. Хотя Россия с самого начала старается преподнести газовый конфликт с Украиной как спор в экономической плоскости, политическая подоплека конфликта налицо. Даже если взять за основу российскую точку зрения, никак невозможно отрицать политический контекст аналогичных конфликтов. Ибо всем хорошо известна бесспорная формула классика: «Политика есть сконцентрированная форма экономики».
С некоторых пор Москва, периодически используя «энергетическую дубинку», старается достичь своих геополитических целей. Если действительно Россию беспокоит только экономическая сторона вопроса, то как можно объяснить тот факт, что сегодня предлагая Украине газ за 450 долл. за 1тыс.куб. метров, перед Арменией имеет обязательства о том, что до конца 2011 г. поставлять газ за 110 долл.? Ведь транспортировка газа в Армению обходится дороже, чем в Украину. Даже для союзной Белоруссии Россия не предоставляет такие беспрецедентные льготы несмотря на то, что Москва путем мощного газового давления вырвала у Минска 50%-ный контроль над «Белгазтрансом».
На днях Москва приоткрыла дымовую завесу над одним из своих тайных желаний, которых она добивается от Украины. Россия планирует вынудить Киев уступить ей половину контроля над Газотранспортной системой Украины (ГТС). По мнению некоторых экспертов, Россия, используя газовый шантаж против Европы, рассчитывает на то, что в вышеуказанном вопросе Старый Свет может надавить на Украину. То есть, сыграет в игру, инициированную Москвой. Такое мнение имеет право на существование.
Еще в ноябре в ходе переговоров между Москвой и Киевом речь шла о цене на уровне 230-270 долл., и переговоры продвигались успешно. Но скоро Москва стала настаивать на цене 450-470 долл. Это еще более парадоксальным выглядит на фоне сильного падения цен на нефть. По мнению многих экспертов, такое снижение скоро должно отразиться и на ценах на газ. Так, что диктуемая цена со стороны России не имеет экономическую основу. Но, судя по всему, Россия не намерена отступать от своей позиции. России облегчает задачу еще и то, что среди украинского политического истеблишмента нет сплоченности и единого мнения на счет взаимоотношений с Москвой, чем умело пользуется российское политическое руководство. Не исключено, что, затеяв данную «войну», Москва добивается углубления политического кризиса в Украине, что в конечном итоге может привести на пост премьер-министра или президента Украины пророссийски настроенного В.Януковича (лидера «Партии регионов»). Газовая неразбериха уже нанесла ощутимые удары по экономике Украины, что может завершиться падением кабинета Ю.Тимошенко. Кроме того, не исключено, что и сама Ю.Тимошенко заинтересована в углублении политического кризиса. Так как уже давно в окружении президента Украины В.Ющенко обвиняют премьер-министра в ведении двойной игры и тайного соглашения с Москвой. Еще одним раздражающим фактором в поведении Киева для Москвы является стремление Украины к евроинтеграции и вступление в НАТО.
Хартия о стратегическом партнерстве, подписанная между США и Украиной, скорее всего, стала катализатором «газовой войны». Москва и сама не старается скрывать свое негативное отношение к данному документу. Логическим завершением этой Хартии может стать потеря Севастопольской базы ВМФ России на Черном море, появление и укрепление в Черноморском бассейне ВМФ США. Потеря своих позиций в этом регионе со стороны России тут же переведет ее в разряд третьестепенных государств. Предполагаю, что у этой войны есть еще один интересный аспект. Россия с самого начала создания ГУАМ воспринимает эту организацию, как серьезную помеху собственному геополитическому влиянию на пространстве СНГ. Москва с некоторых пор предпринимает решительные меры для развала этой структуры. У Грузии оккупированы Абхазия и Южная Осетия. Азербайджану всячески чинятся препятствия в решении Нагорно-Карабахской проблемы.
А совсем недавно Москва сделала очередной «оружейный подарок» Армении, которая с помощью той же России оккупировала 20% территорий Азербайджана. Есть опасность, что если Азербайджан однозначно откажется от предложения России об оптовой скупке азербайджанского газа, Армения с подачи Москвы может спровоцировать эскалацию военных действий в зоне конфликта. Теперь Россия навязала Украине и Европе серьезную «газовую войну», в ходе которой может пострадать имидж Украины как надежного транзитера, чтобы сломить политическую волю Киева. Не исключены и провокации со стороны России в Крыму. По расчету Москвы, если она такими методами расправится с тремя участниками ГУАМ, то самым слабым членом этой организации Молдовой приложить особых усилий даже не придется. Тем более что периодически со стороны Молдовы слышны заявление о целесообразности выхода из ГУАМ. В свете российско-украинской «газовой войны» опять со стороны Европы начали звучать заявления об активизации действий в целях реализации альтернативных энергопроектов, и, в первую очередь, проекта NABUCCO. Хотя реализация данного проекта в какой-то мере может облегчить участь каких-то европейских стран, без реализации Транскаспийских энергопроектов это не может решить проблему фундаментальным образом.
В этом плане интересным может быть заявление премьер-министра России В.Путина: «Россия не намерена препятствовать осуществлению проекта строительства газопровода «Набукко», по которому среднеазиатский газ должен поставляться на Запад в обход России. Мы не принимаем, и не будем принимать участия в проекте «Набукко», но мы не будем ему мешать. Если есть ресурсы заполнения этой трубы, есть договоренности, есть покупатель - ради Бога. Отношения России с Европой на фоне газового конфликта с Украиной не ухудшатся, если в ЕС будут объективно относиться к сложившейся ситуации». Лукавство скрывается в самом заявлении. Потому что если Россия даже не будет препятствовать этому проекту, то второму этапу Транскаспийских проектов всячески будет чинить препятствия. Основным аргументом в руках Москвы по этому поводу будут вопросы неопределенность статуса и биоэкологическая безопасность Каспия. Хотя сама Россия всячески старается проталкивать проект «Северный поток», который обходит стороной Украину и должен пройти по дну Балтийского моря, при этом не беспокоясь о биоэкологической безопасности этого моря. Именно поэтому Москва в «газовой войне» с Киевом призывает не увязывать две проблемы (прокачку газа в Европу через Украину и цены на газ для нее) в один общий узел.
Странно, что Москва, призывающая в некоторых вопросах к пакетному соглашению, в этом вопросе придерживается другого подхода: «мухи отдельно, котлеты отдельно». Такой трюк продиктован желанием Москвы в очередной раз расколоть предполагающийся единый фронт против России в развернувшейся «газовой войне». Самые последние шаги Украины говорят о том, что в Киеве это прекрасно понимают, и Украина постарается добиться пакетного решения проблемы.
Действительно, в игре под названием «политизированная труба» точку может поставить только пакетное соглашение. Только после этого и Европа, и Украина могут свободно вздохнуть. Но только на время.
Сахиль Искандеров, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора