«Израиль не может существовать под реальной угрозой ядерного Ирана» | 1news.az | Новости
Точка зрения

«Израиль не может существовать под реальной угрозой ядерного Ирана»

00:10 - 27 / 01 / 2009
«Израиль не может существовать под реальной угрозой ядерного Ирана»

Проблема возможности создания Ираном ядерного оружия уже давно находится среди первых тем мировой политики.

Иран с его более чем 65-миллионным населением сумел добиться существенного прогресса в последние десятилетия. В отличие от всех других мусульманских стран региона расширенного Ближнего Востока, страна сумела обуздать рост населения еще до начала нефтяного бума, демонстрировала рост ВНП на душу населения. Его элита, как духовная, так и светская, весьма образованна. Иран по меркам региона - относительно «демократическое» государство. Эта «демократия» является «сверхуправляемой», в Иране проводятся выборы. Нынешний президент, считающийся радикальным консерватором, победил на выборах более умеренного бывшего президента Рафсанджани, являющегося главой Совета целесообразности, одного из двух высших органов, через которые религиозная верхушка реально управляет страной.

Иранская муллократическая элита считает, что страна находится в стратегическом окружении, не доверяет или боится большинства соседей. Для этого у нее есть основания. К арабским соседям иранская элита, чувствующая себя наследницей великой Персии, относится подозрительно, если не презрительно. Недалеко находится не официально, но реально ядерный Израиль, к которому Тегеран относится с нескрываемой враждебностью и подозрительностью. Страна чувствует себя уязвленной, стремится вырваться из международной полуизоляции и обеспечить безопасность. Именно поэтому взгляд из Тегерана страдает комплексом «осажденной крепости».

Именно на этом фоне развивается ядерная программа Ирана. По мнению западных держав, совсем скоро Ирану станет нечего загружать в свои центрифуги - запасы урановых руд, так называемого «желтого песка» в Исламской республике подходят к концу. Так, лондонская газета «The Times» несколько дней назад написала, что запасы уранового сырья могут быть полностью исчерпаны Ираном в течение ближайшего месяца. В связи с этим многие западные страны, включая Великобританию, США, Францию и Германию, начали интенсивную дипломатическую деятельность, пытаясь убедить крупнейших мировых производителей урана воздержаться от поставок своей продукции в Исламскую республику. Накануне Рождества заинтересованные страны разослали конфиденциальные послания своим дипломатам в Казахстане, Узбекистане и Бразилии - основным производителям урана с призывом постараться убедить правительства этих стран не продавать «желтый песок» Ирану.Стоит отметить, что Иран разрабатывает собственные урановые рудники, но этих запасов недостаточно для того, чтобы поддерживать «ядерную гонку» в заданном темпе.

Для того, чтобы получить уран в количестве, необходимом для производства ядерного оружия, Ирану необходимы обогащенное горючее и тысячи центрифуг. По оценкам специалистов, из 200 кг «желтого песка» Иран может произвести 1 кг обогащенного урана, для создания атомной бомбы необходимо как минимум 20 кг обогащенного урана.

В основе проблемы обладания Ираном ядерного оружия лежит стремление муллократического режима быть лидирующей исламской и региональной державой и, таким образом, поставить себя на один уровень с самыми могущественными государствами мира. Это сочетание стремления к гегемонии, оспаривания регионального статус-кво и ядерной программы чрезвычайно опасно.

Обладание Ираном ядерной бомбы или даже его способность создания таковой воспринимаются Израилем как фундаментальная угроза его существованию. Если завтра будет война с Ираном, у Израиля нет шансов остаться в стороне. Израиль не может позволить себе существование под угрозой иранского ядерного оружия. Это для Израиля фактор, несовместимый с жизнью. Этот факт объясняется тремя аргументами: ни один из врагов никогда прежде не обладал возможностями полного уничтожения Израиля; ни одна из стран, обладающих ядерным оружием, не выражала намерения стереть Израиль с карты мира; Иран - единственная крупная страна, где ключевые решения принимают религиозные лидеры, так что предсказать их действия невозможно. Все это делает Иран с ядерным оружием смертельным риском для Израиля.

У Израиля, столкнувшегося с ядерным Ираном, будет два ужасных выбора. Первое – это не делать ничего (в военном отношении), что опасно. Второе – сделать что-то, что тоже опасно. Это очень серьезная дилемма. Если иранский президент Махмуд Ахмадинеджад вновь станет президентом и страна создаст ядерную бомбу, это будет проблематичная комбинация.

Израиль не должен «слишком сильно» винить себя за ожидаемый провал усилий по сдерживанию Ирана. С другой стороны, Вашингтон не рассматривает серьезно идею о том, что он проведет военную операцию, особенно с приходом к власти президента Барака Обамы. Большая часть американских экспертов, занимающихся Ираном, считают, что у США нет возможности решить иранскую проблему военным путем. В первую очередь, потому что американская разведка не обладает достаточным количеством данных о том, где спрятаны ядерные объекты Исламской республики.

Между тем, недавно группа экспертов-ближневосточников из Института Брукингса и Совета по международным отношениям разработала пакет рекомендаций для администрации Барака Обамы, опубликованных в 288-страничном докладе «Восстанавливая баланс: стратегия следующего президента США на Ближнем Востоке».

Эксперты пришли к заключению, что политика «кнута и пряника», которую Иран применял последние 30 лет, не может принести никаких положительных результатов. Такую большую и влиятельную страну, как Иран, практически невозможно изолировать. За все время только США смогли полностью заморозить отношения с Тегераном, государства Европы, Россия и Китай в той или иной степени продолжали сотрудничество с Ираном, несмотря на все резолюции СБ ООН.

Поэтому авторы части доклада, посвященной Ирану, ведущие иранисты вышеупомянутых центров Сюзан Малоуни и Рэй Тэкей считают, что администрации Обамы надо строить отношения с Ираном по тому же принципу, как это делал Ричард Никсон с Китаем. «Подход президента Никсона и его советника по безопасности Генри Киссинджера заключался в том, чтобы принять реальность растущей китайской державы. Начав переговорный процесс с Китаем, администрация Никсона получила помощь Пекина во Вьетнаме и в деле стабилизации в Восточной Азии»,— пишут авторы доклада.

В документе также говорится, что Исламская республика — это оппортунистская держава, которая хочет установить доминирование среди своих непосредственных соседей в регионе Залива. Поэтому жизнеспособной моделью встреч с Ираном будет признание Ирана растущей державой, а целью переговоров - формирование рамок для регулирования его влияния»,— считают Сюзан Малоуни и Рэй Тэкей. По мнению участников проекта, ядерный Иран не более опасен, чем ядерный Пакистан с его нестабильной властью и террористами, скрывающимися на границе с Афганистаном.
Авторы предлагают начать переговоры с Ираном, разделив их на четыре направления: дипломатические отношения, ядерная проблема, безопасность в регионе Персидского залива и арабо-израильский конфликт. Участники проекта считают, что с самого начала переговорного процесса новый президент США должен объяснить: если Иран хочет развивать конструктивные отношения с США, он должен понимать, что воинственный настрой в адрес Израиля приведет к потере всех привилегий. В случае, если Иран использует ядерное оружие против Израиля, это приведет к немедленному ядерному ответу со стороны США.

Касаясь последних событий вокруг иранской ядерной программы, стоит отметить, что любая страна в геополитической ситуации Ирана, не имеющая ни союзников, ни гарантий безопасности, стремящаяся к повышению своего политического статуса, стремилась бы к созданию оружия или хотя бы к получению возможности для его создания. Получение Ираном ядерного оружия грозит серьезным подрывом региональной и глобальной безопасности, будет нанесен едва ли не смертельный удар по Договору о нераспространении ядерного оружия, соседние арабские страны (Саудовская Аравия, Египет) получат мощный стимул к созданию собственной бомбы.

Может развернуться гонка ядерных вооружений в самом взрывоопасном регионе мира. О формуле «стратегическая стабильность» придется забыть. Придется думать о том, как управлять стратегической нестабильностью. Обладание ядерным оружием идеологизированным режимом, опасающимся всех, разрабатывающим средства доставки большой дальности не может не создать ощущения опасности у многих стран - от Европы до России и Китая.

Профессор Энтони Кордесмен, сотрудник Центра стратегических и международных исследований США, бывший аналитик министерства обороны США, считает, что Израиль может пережить ядерную войну, в отличие от своих главных ближневосточных врагов – Ирана и Сирии. В исследовании «Иран, Израиль и ядерная война» Энтони Кордесмен рассматривает вероятный сценарий развития событий на Ближнем Востоке. По его словам, если никто не помешает Ирану развивать ядерную программу, то к 2010 году Исламская республика заполучит около 30 ядерных боеголовок, и сможет начать ядерную войну с еврейским государством, которое, считает профессор, обладает гораздо большим ядерным арсеналом – не менее 200 боеголовок, которые могут монтироваться на ракетах воздушного и морского базирования.

По мнению Кордесмена, израильский ядерный арсенал насчитывает 1 мегатонну, иранский вряд ли достигнет 100 килотонн к 2010 году. Ракеты, состоящие на вооружении Армии обороны Израиля, гораздо более точны, чем иранские. Вдобавок, израильские военные разработали и продолжают разрабатывать ракеты-перехватчики. Все это, заключает Кордесмен, свидетельствует о том, что Израиль выйдет победителем из ядерной войны против Ирана.

Один из крупнейших израильских политиков, бывший заместитель министра обороны, глава партии «Сильный Израиль» бригадный генерал Эфраим Сне заявил 1news.az , что Иран угрожает не только Израилю, но и независимой Азербайджанской Республике, всей европейской цивилизации и остановить агрессора – долг каждого здравомыслящего человека и каждого уважающего себя государства. Ибо Армагеддон рано или поздно может наступить. Это только вопрос времени. И еще границ терпения.

– Еврейский народ, – отметил генерал, – уже заплатил свою непомерную цену за слабость Европы в годы Второй мировой войны. Больше этого не будет. Мы всегда были первой жертвой, но никогда последней. Не будем ею и теперь.

Известный французский эксперт Арно Калика считает одностороннюю атаку Израиля «маловероятной, но вполне осуществимой». В истории были случаи, когда Тель-Авив не спрашивал у Вашингтона разрешения на вмешательство. «Если спецслужбы Израиля сочтут, что обладают вескими доказательствами пересечения Ираном ядерного порога и решат атаковать, они атакуют. Но я не верю в то, что такая операция произойдет в самом ближайшем будущем. Что касается 2009 года, то многое будет зависеть от того внешнеполитического курса, который изберет Обама», – подчеркнул Калика. Отметим, что новый помощник президента США по национальной безопасности Джеймс Джонс, госсекретарь США Хиллари Клинтон и правая рука Обамы – начальник аппарата Белого дома Рам Эмануэл – люди, хорошо известные израильскому руководству. Таким образом, шансы на мирное урегулирование иранской ядерной проблемы сохраняются.

Что же касается посредничества арабских монархов Персидского залива при разрешении иранского кризиса, то оно вряд ли окажется успешным. Монархические режимы Персидского залива боятся роста влияния фундаменталистского Ирана, который не скрывает своих геостратегических амбиций. Тегеран стремится стать «супердержавой» в регионе. Такого развития событий соседи Ирана стремятся избежать, поскольку это грозит положить конец стабильности в их собственных странах. Причем скрытый, латентный конфликт между Ираном и монархиями Залива носит как религиозный (в Иране преобладают шииты, в то время как в монархиях - сунниты), так и общественно-политический характер (монархический строй против иранской демократии). Поэтому рассчитывать на успешное посредничество со стороны соседей «режиму аятолл» вряд ли стоит.

Таким образом, ядерное оружие, которым хочет обладать муллократический режим Ирана, предполагает огромную меру ответственности, огромную степень предсказуемости политического режима (не говоря уж о каждом отдельном политике). Можно спорить, есть ли такая мера ответственности у всех ядерных стран и лидеров, но очевидно, что президент Ирана этих качеств, мягко говоря, не демонстрирует. И никакая перестраховка в этом вопросе не будет излишней. Однако суть политики не в том, чтобы быть правым или неправым, а в том, чтобы быть умным или неумным. Иногда нужно делать не то, что кажется правильным, а то, что в итоге даст лучший результат.

Арье Гут, собкор 1news.az в Израиле

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Редакция не несет ответственности за позицию автора.

Поделиться:
2900

Последние новости

Все новости

1news TV