Игра наперегонки: есть газ, нет трубы, зато есть соглашения и контракты
Вашингтон и Москва в рамках объявленной «перезагрузки» в отношениях, поддержанной в ходе лондонской встречи Б.Обамы с Д.Медведевым, приступили к обсуждениям о ядерном потенциале (переговоры о стратегических наступательных вооружениях). И, по утверждению российской стороны, начало диалога внушает оптимизм.
Но, как говорится, война войной, а обед по расписанию. Т.е., несомненно, перезагрузка - вещь хорошая, но, ни в коем случае нельзя взять тайм-аут в игре за контроль над энергоресурсами и диверсификации маршрутов их транспортировки. Тут, конечно, ни о каких совпадениях позиций речи и не может быть. Старший товарищ и патрон Европы США во что бы то ни стало старается ослабить энергетическую независимость своего подопечного от России и от капризов Москвы, а последняя в свою очередь - сохранить существующий статус-кво. Исходя из этого, каждая сторона, всячески обхаживая «старушку Европу», как невесту на выданье, предлагает собственные энергетические проекты. Вашингтон при этом делает ставку на солидные запасы энергоносителей постсоветских стран Каспийского бассейна и альтернативные трубопроводы в обход России, а Москва - на собственные энергоресурсы и монопольное право на транспортировку энергоносителей из постсоветского пространства в мировые в европейские рынки. Европа же, как стеснительная вдова, которой уже ничего не мило на белом свете, одаривая всех ухажеров дежурными реверансами, ждет конца схватки между гигантами, чтобы потом с выгодой отдаться победившей стороне. Но, покамест, еще не определился явный фаворит, Европа, придерживаясь принципа «и вашим, и нашим», заигрывает со всеми сторонами.
Именно такая позиция Европы, еще вернее, позиция ведущих европейских стран (Германия, Франция и Италия) не позволяет до сих пор сдвинуть с мертвой точки реализацию проекта «Набукко», которая приведет к заметному ослаблению энергозависимости от России восточно-европейских и центрально-европейских стран. Именно такая трусливая и сверхкорыстная позиция ведущих европейских держав периодически отправляет в нокдаун «Набукко» к великой радости Москвы.
Обратимся к последним конфузам в этом вопросе. 8 мая на проходящем в Праге саммите ЕС «Южный коридор - новый Шелковый путь» была подписана совместная декларация по проекту строительства газопровода NABUCCO. Документ подписали только Азербайджан, Грузия, Турция и Египет. Отказались подписывать политическую декларацию Узбекистан, Казахстан и Туркмения, которые как раз-то и рассматриваются как потенциальные поставщики для наполнения «Набукко». В проекте декларации отмечается, что участвующие в проекте стороны заинтересованы в подготовке межправительственного соглашения по проекту, который должен быть подписан 25 июня 2009 года. Несмотря на оптимистические заявления некоторых европейских функционеров, на самом деле пражский саммит больше вызывает скептицизм. Отказ центрально-азиатских стран подписать вышеназванную декларацию, в принципе, предугадывался. Не получив твердую гарантию о поддержке от Запада при случае серьезного противостояния с Москвой, эти страны вряд ли однозначно объявят о своем присоединении к данному проекту. К тому же, из-за неопределенности статуса Каспия и страны Центральной Азии, и Европа не торопятся взять обязательства друг перед другом.
Судя по всему, Москва тут же решила воспользоваться пражским замешательством. Ровно через неделю российский монополист «Газпром» заключил в Сочи соглашения с «Болгарским энергетическим холдингом», греческой компанией «ДЭСФА» и сербской «Сербиягаз» о создании совместных предприятий для организации строительства газопровода «Южный поток» по территории этих стран. Кроме того, в этот же день «Газпром» и итальянская компания Eni в присутствии премьер-министра России В.Путина и его итальянского коллеги С.Берлускони подписали дополнение к Меморандуму о взаимопонимании и дальнейших шагах по реализации проекта «Южный поток». По этим соглашениям предусматривается увеличить ежегодную прокачку газа от 31 млрд. кубометров до 63 млрд. Вслед за этим, при встрече премьер-министров Турции и России Р.Эрдогана и В.Путина основной темой обсуждения стал энергетический вопрос.
Зная позицию Анкары, которая старается привязать вопрос реализации к членству Турции в ЕС, а также ее стремление быть задействованным в рамках этого проекта не как страна-транзитер, а как перекупщик энергоносителей, Москва старается задобрить и перетянуть на свою сторону и Турцию в борьбе с «Набукко - Южный поток». В Сочи Эрдоган и Путин договорились о продлении соглашения по поставкам российского газа. Срок действующего документа истекает в 2012 году. С целью расширения объема транзита российского газа по территории Турции стороны выразили намерение предметно рассмотреть возможность строительства газопровода «Голубой поток – 2». После таких успешных маневров и неясностей вокруг «Набукко» Москва «великодушно» заявила, что не считает проект строительства газопровода антироссийским: «Ничего не имеем против NABUCCO. Особенно, если этот проект является выгодным и приемлемым для тех, кто намерен участвовать в нем. Важно только, чтобы он был осуществим с экономической и финансовой точек зрения, обеспечен необходимой ресурсной базой. Что касается участия различных стран в международных энергетических проектах, то это - их суверенное право. Поддержка, которую Азербайджан оказывает проекту строительства NABUCCO, идет в русле экономической политики Баку, направленной на диверсификацию маршрутов экспорта углеводородов. Как известно, в рамках этой диверсификации прорабатываются также важные энергетические проекты между Россией и Азербайджаном».
Вряд ли такое заявление Москвы можно принять за чистую монету. Предполагаю, что даже при нормализации турецко-армянских отношений, появится гипотетическая возможность транзита «Набукко» через Армению, Россия будет всячески препятствовать осуществлению этого проекта, пользуясь недовольством Баку, получить азербайджанский газ как оптовый покупатель. Уже отдельные европейские эксперты высказывают свои опасения насчет этого: «Многообещающее примирение угрожает заминировать хрупкий баланс сил в Кавказском регионе с возможными серьезными последствиями для энергетической безопасности Европы. Плохой новостью для Европы может стать изменение внешнеполитической ориентации дружественного западу Азербайджана на пророссийскую направленность. Недовольный сближением своего жизненно важного союзника Турции с Арменией, Азербайджан может найти нового партнера в лице России, традиционно защищающей Армению в регионе. Условием возвращения «российского патронажа» Азербайджану, скорее всего, станет условие о поставках всего азербайджанского газа на мировой рынок через российскую территорию».
Но неожиданно для участников «Набукко» горькую пилюлю подсластили действия австрийкой компании OMV и венгерской компании MOL, которые подписали соглашения об участии в разработке газового месторождения в полунезависимом Курдистане. Ожидается, что этот газ сможет наполнить трубопровод «Набукко». Эти компании и их региональные партнеры намерены инвестировать около 8 млрд. в курдские месторождения. По их расчетам, добыча может составить 3 млрд. кубометров газа в год. Хотя вопрос предстоит еще урегулировать с Багдадом, все-таки лучше что-то предпринимать, чем сидеть, сложа руки, или же вести бесконечные и безрезультатные консультации. Тем более что последние подвижки российского «Южного потока» еще не имеют реальные очертания, которые приведут к немедленной реализации. Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующее умозаключение: у противоборствующих сторон нет недостатка в энергоносителях, соглашениях и контрактах, которые, пока, что никак не приводят к стимуляции строительства трубопроводов. В этом вопросе у каждой стороны есть и сильная, и слабая составляющая. У России имеется политическая воля, но существуют серьезные проблемы с финансами. У Запада (имеется в виду Европа) проблемы сложнее: есть финансы, отсутствует политическая воля и цементированное единство интересов.
Интересно, что даже всесильные США не могут переломить такую ситуацию в рядах своего подопечного. Поэтому, предполагаю, что Западу, во что бы то ни стало следует ускорить строительство первой очереди «Набукко» невзирая на присоединение или неприсоединение центрально-азиатских стран. Почин должен быть заложен. При этом, отметая все другие транзитные пути, следует остановиться только над вариантом через грузинскую территорию. Потому что надежда на армянский транзит без существенных сдвигов в решении проблемы Нагорно-Карабахской проблемы не имеет никакой перспективы. Незаинтересованная в реализации альтернативных проектах Москва всячески будет давить на Ереван, чтобы блокировать решение этого конфликта, стараясь одним выстрелом убить нескольких зайцев.
Так что давно пора не только трубить о трубопроводе, но и материализовывать эту трубу, чтобы удачно завершить игру наперегонки.
Сахиль Искандеров, политолог
Член экспертного совета медиа-холдинга «Лидер»
Мнение автора может не совпадать с позиций редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора