Хавьер Солана: «Азербайджан – стратегический партнер ЕС»
Эксклюзивное интервью 1news.az с Верховным представителем ЕС по общей внешней политике и безопасности, генеральным секретарем Совета Евросоюза Хавьером Соланой
- ЕС планирует развивать отношения с шестью постсоветскими республиками в рамках «восточного партнерства». В некоторых из этих республик до сих пор существуют «замороженные конфликты» (Азербайджан, Грузия, Молдова). Как ЕС планирует помогать в разрешении этих конфликтов?
«Восточное партнерство» - амбициозный проект, направленный на создание необходимых условий по ускорению политических ассоциаций и углублению экономической интеграции между ЕС и заинтересованными партнерскими странами. Он также направлен на развитие стабильности и построение взаимного доверия. Для того чтобы преуспеть в этом, необходимо разрешить имеющиеся конфликты. В совместной декларации Пражского саммита «Восточного партнерства» участники подчеркнули необходимость скорейшего мирного урегулирования на основе принципов и норм международного права.
Следовательно, ЕС продолжает активно поддерживать механизм урегулирования этих конфликтов. В дальнейшем в этом контексте также будут прилагаться все усилия. Мы уверены, что жизнеспособное, договорное разрешение существующих конфликтов внесет огромный вклад в стабильность, безопасность и прогресс в регионе.
- Обсуждения вокруг Нагорного Карабаха стали более интенсивными с тех пор, как Турция объявила о своем желании открыть границу с Арменией, которая была закрыта в знак поддержки Азербайджана. Ситуация может измениться в ближайшем будущем?
- ЕС выступает за стабильный Южно-Кавказский регион с открытыми границами, тем самым поддерживая все возможности для процветания. В этом контексте мы приветствуем заявление Турции и Армении в рамках нормализации их отношений, как важнейший вклад для достижения их цели. Мы верим, что это также внесет вклад в динамические, позитивные и другие возможности разрешения Нагорно-Карабахской проблемы.
Урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта является другой важной задачей для стабильности и процветания региона. Мы верим, что новые возможности в регионе могут принести пользу каждому. Мы полностью поддерживаем усилия МГ ОБСЕ и готовы помогать в принятии мер по построению доверия и организации контактов людей. Мы уверены, что реальное разрешение этого конфликта внесет вклад в стабильность, безопасность и прогресс в регионе. Мы искренне надеемся, что переговоры в этом году принесут результаты.
- Означает ли это, что ЕС желает увеличить свое влияние на Южном Кавказе?
- Последняя волна расширения привела ЕС к берегам Черноморского региона, а в дальнейшем содействовала становлению Южного Кавказа - полноценного соседа ЕС. В 2004 году ЕС расширил политику Еврососедства на страны Южного Кавказа, и в 2007 году была принята Инициатива Черноморской синергии. Сегодня с проектом «Восточного партнерства» ЕС предпринимает ряд мер в усилении связей с его восточными партнерами. Это – общее стремление ЕС и наших восточных партнеров к демократии, стабильности и процветанию народов - ЕС и восточных партнеров. Это – важный шаг в признании стратегической важности региона для ЕС и доказательство нашего интереса в стабильности и процветании региона.
- Каким вы видите будущее отношений между ЕС и Россией, которая также является важным игроком в регионе?
- Я верю, что ЕС и Россия разделяют одинаковые цели по нашему сотрудничеству. Мы оба желаем укрепить наше стратегическое партнерство, которое может принести выгоды и ЕС, и России. Подобное партнерство должно быть основано на общности интересов и ценностей обеих сторон. Уже сегодня наше сотрудничество очень широко, и оно охватывает целый ряд сфер: экономика, торговля, сотрудничество в правовой сфере, международной политике, культуре и исследованиях. Это сотрудничество углубляется с каждым годом, и когда мы придем к новому соглашению ЕС-Россия, над которым мы сейчас работаем, мы сделаем шаг вперед. Со стороны ЕС мы видим это как приоритет укрепить наше партнерство с Россией с той целью, чтобы укрепить стабильность, безопасность и процветание в нашем общем соседстве, к которому принадлежит и Азербайджан. Мы верим, что это в интересах и ЕС и России, и мы отрицаем любые намеки на соперничество во влиянии в регионе.
- Какова политика ЕС по новым энергетическим проектам, которые принесут энергетические ресурсы в Европу из Каспийского моря и Центральной Азии? Может ли позиция Турции по перепродаже азербайджанского газа, который планируется провести через Турцию, увеличить шансы реализации проекта «Южный поток», предложенного Россией?
- Во-первых, следует отметить, что энергетическая безопасность ЕС не гарантирована всего лишь одним соглашением или одним трубопроводом. Фактически энергетическая безопасность строится на комбинации нескольких мер, таких как укрепление внутреннего энергетического рынка, энергетическая эффективность, использование собственных энергетических ресурсов. Что касается требований инфраструктуры, то мы улучшим внутренние связи между членами ЕС и построим LNG терминалы. Мы намерены развивать Южный коридор к Каспийскому региону. Южный коридор – один из наших ключевых приоритетов. Это – открытая концепция, которая может включить несколько различных проектов. 8 мая в Праге ЕС провел саммит с участием стран-производителей и стран-транзитеров, включая Азербайджан и Турцию, с целью ускорения развития Южного коридора. Результаты очень хорошие. В совместной декларации мы согласились по общей стратегии и графике реализации соответствующих проектов в рамках Южного коридора, включая подписание Межправительственного соглашения по Nabucco в июле 2009 года, по ITGI к концу этого года. Сейчас мы должны добиться реализации этого.
- Недавно вы встретились с президентом Азербайджана, в ходе встречи были также обсуждены и энергетические проекты. Какую роль играет Азербайджан для ЕС в реализации проекта Nabucco?
- В ходе моей последней встречи с президентом Ильхамом Алиевым мы провели очень открытую и конструктивную дискуссию по энергетическим вопросам. Азербайджан – стратегический партнер ЕС и как производитель, и как транзитер энергетических ресурсов. Запуск Южного коридора 8 мая является еще одним доказательством этому. Поддержка, оказываемая Азербайджаном Южному коридору, включая Nabucco, представляет фундаментальную важность для успешности этого проекта. Мы надеемся на совместную деятельность и укрепление связей и сотрудничества.
- Насколько далеко ЕС намеревается развивать отношения с Азербайджаном? Какие новые возможности принесет это сотрудничество азербайджанскому народу?
- Недавнее установление «Восточного партнерства» является доказательством нашей заинтересованности в стабильности, безопасности и процветании Азербайджана и всего региона в целом. Этот амбициозный проект предсказывает прочное повышение уровня политического обязательства, далеко идущую интеграцию в экономику ЕС, возможное облегчение процедуры получения визы, расширение энергетической безопасности и увеличение финансовой помощи. Мы желаем углубления наших отношений с Азербайджаном, как и с другими партнерскими странами.
Мы намерены предлагать в дальнейшем поддержку в проведении реформ в стране, что будет содействовать политической и экономической стабильности и принесет выгоду народу Азербайджана.
А.И.