Александр Русецкий: «Необходима фундаментальная трансформация процесса по карабахскому урегулированию»
Эксклюзивное интервью 1news.az с директором Южно-Кавказского института региональной безопасности (Грузия) Александром Русецким.
- Как вы оцениваете перспективы Карабахского конфликта с учетом последних событий, связанных с урегулированием этой проблемы, в том числе неоднозначно воспринятым распространением Азербайджаном в ООН документов по Карабаху и регулярными обвинениями в адрес Баку в попытке вывести решение проблемы из компетенции ОБСЕ?
- Я считаю, что формат по урегулированию Карабахского конфликта неадекватен. На мой взгляд, в переговорах должны принимать участие непосредственные стороны конфликта. Прежде всего, это касается сепаратистских властей Карабаха, а также представителей азербайджанского населения. Переговоры, протекающие без непосредственного участия разделенных общин Карабаха, не могут считаться эффективными. Исходя из этого, можно сказать, что все усилия международных сторон не могли привести к значимому результату. Процесс, который многие называли миротворческим, является квазимиротворческим. И такая организация, как ОБСЕ должна нести ответственность за это. Затрачены впустую миллионы финансовых средств.
Основное слабое звено этого переговорного процесса - отсутствие адекватного диагноза конфликта. И это - парадокс. Лечить заболевание, не имея диагноза - авантюра. И именно с международной авантюрой мы и имеем дело.
Конфликт может быть разрешен. Но для этого необходима адекватная диагностика и демократизация переговорного процесса. Пока этого не произойдет, эскалация конфликта будет продолжаться. Перетягивание канатов не приведет ни к чему хорошему. ООН ничем не лучше ОБСЕ. Это - косметика. Необходимы фундаментальные трансформации процессов. Основная задача - перейти поскорее от псевдомиротворческого процесса к реальному миротворчеству.
- Означает ли сказанное вами про участие уже на этом этапе карабахских общин в переговорах, что вы - сторонник преподносить Карабахский конфликт как внутреннее дело Азербайджана и против его интернационализации, то есть игнорирования факта непосредственного участия другого государства - Армении - в оккупации азербайджанских земель?
- Нет. Карабахский конфликт является сложным конфликтом. Он одновременно и внутренний конфликт, и международный. Он расположен на нескольких «этажах». Поэтому нужно прибегать к анализу всей системы. И первый этаж - это конфликт внутрикарабахский. Условно даже можно сказать, что это конфликт между двумя брендами – «Карабах» и «Арцах».
Армения - сторона конфликта. И здесь сомнений никаких нет. Вместе с тем это не есть конфликт только между Азербайджаном и Арменией. Здесь присутствуют и другие международные акторы. И они именно стороны конфликта, имеющие в нем стратегические интересы, хотя и пытаются быть медиаторами и пытаться уговаривать «диких» армян и азербайджанцев.
- Как вы считаете, что является истинным назначением объединенных военных сил, которые планируется создать в ОДКБ?
- Это концентрация вооруженных ресурсов для защиты своих государственных интересов.
- Сможет ли ОДКБ превратиться в НАТО регионального масштаба?
- Мне кажется, что это уже «НАТО» регионального масштаба, так что страны очень неблагозвучного объединения ГУАМ продолжают находиться в тисках между двумя этими военно-политическими альянсами.
Именно поэтому политика Азербайджана, Грузии, Украины и Молдовы должна носить более адекватный характер. И здесь можно говорить о том, что этот квартет переживает сегодня кризис концептуальный. И чтобы его решить, необходимы незначительные средства, чтобы заплатить аналитикам из этих четырех стран, чего политики не очень любят делать. Они не могут понять того, что любое региональное сотрудничество должно начинаться с производства общего интеллектуального продукта.
Махир Мамедов