Арье Гут: «Мы надеемся, что в скором времени в Тель-Авиве будет развеваться азербайджанский флаг»
Эксклюзивное интервью 1news.az с израильским экспертом и аналитиком в области международных отношений, представителем Координационного Совета Азербайджанцев Израиля Арье Гутом
- Как вы оцениваете первый в истории отношений двух стран визит президента Израиля Шимона Переса в Азербайджан?
- Отношения между Израилем и Азербайджаном после обретения последним независимости развивались по нарастающей. С 1995 года Израиль и Азербайджан стали постепенно сближаться. Обе стороны всегда дружелюбно относились друг к другу. Руководство Азербайджана с твердым постоянством осуждало и осуждает любое проявление антисемитизма на постсоветском пространстве, не говоря о том, что на территории Азербайджана такого понятия, как антисемитизм, вообще не существует.
Базисная основа широкого экономического и политического сотрудничества была заложена в 1998 году, когда нынешний премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху посетил столицу Азербайджана с кратковременным ночным визитом. Мне часто по своей диаспорской деятельности приходилось встречаться с израильской элитой и мне бы хотелось отметить тот факт, что политические, военные, общественные деятели Израиля всегда традиционно хорошо отзываются об Азербайджане и о перспективах азербайджано-израильского сотрудничества.
На сегодняшний момент Азербайджан в отношениях с Израилем еще далек от альянса. Азербайджан должен стремиться к такому тесному партнерству и сотрудничеству с Израилем. Тем более что экономический аспект сотрудничества весьма благоприятен для обоих государств. В мае этого года в Тель-Авиве состоялся первый в истории израильско-азербайджанский бизнес-форум, ставший результатом тесного сотрудничества между Израильским институтом экспорта и международного сотрудничества, Азербайджанским Фондом поощрения экспорта и инвестиций (AZPROMO) и экономическим департаментом МИД Израиля.
Все вышеприведенные мною данные говорят о том, что предстоящий первый в истории отношений двух стран визит президента Израиля Шимона Переса в Азербайджан символизирует стремление двух стран и народов и их лидеров к сближению и является очень важным и большим достижением в развитии и расширении израильско-азербайджанских связей. Отметим, что президент Израиля Шимон Перес, считается одним из искуснейших мастеров дипломатии и патриархом израильской политики. Биография Переса может быть квинтэссенцией пути, пройденного израильской элитой. Тонкий знаток политической конъюнктуры, он всегда знал, что наиболее востребовано в стране и мире.
- Некоторые израильские СМИ отмечают, что особое влияние на визит Переса в Азербайджан оказал фактор традиционно толерантного отношения власти и азербайджанского народа к еврейской общине. Что вы думаете об этом?
- Согласен, что сотрудничество и дружба между Азербайджаном и Израилем имеет глубокие корни. В Азербайджане на протяжении веков проживали евреи, жили как равноправные граждане Азербайджана. Азербайджанцы никогда не считали их здесь иностранцами. Евреи, проживающие в Азербайджане с конца XIX и начала ХХ веков и по сей день, имеют большие заслуги в развитии азербайджанской науки, культуры, здравоохранения, экономики, промышленности и оставили неизгладимый след. Именно имея такую богатую историю взаимоотношений, сегодня в Азербайджане правит национально-этническая толерантность и проживающая на протяжении веков в Азербайджане еврейская община является неотъемлемой составной частью азербайджанского народа и общества. Представители еврейской общины принимают непосредственное участие во всех областях экономической, социально-культурной и общественно-политической жизни страны.
Конечно, исходя из всех вышеперечисленных фактов, президент Израиля Шимон Перес, совершая свой первый государственный визит в Азербайджан конечно же, тем самым отдает дань уважения и благодарности азербайджанскому народу, где евреи никогда не чувствовали себя здесь иностранцами и не испытывали на себе никогда проявлений антисемитизма.
- Насколько этот визит израильского главы государства может ускорить открытие посольства Азербайджана в Израиле?
- Знаете, представляя азербайджанскую общину в Израиле, мне приходилось не раз отвечать на вопрос об отсутствии посольства Азербайджана в Тель-Авиве. Часто мне приходилось это объяснять делая достаточно широкий геополитический анализ. Мы очень надеемся что вскоре после официального визита президента Израиля Шимона Переса в Азербайджан будет объявлено об открытии посольства и назначении первого посла Азербайджана в Государстве Израиль.
Наряду с тем, что посольство Азербайджана в Тель-Авиве необходимо для расширения и углубления взаимоотношений с Израилем, оно необходимо нам, азербайджанской общине Израиля, азербайджанцам и выходцам из Азербайджана. Приведу вам простой пример. Координационный Совет Азербайджанцев Израиля, представляющий сегодня азербайджанскую общину Израиля провел празднование Дня Республики в Израиле, при участии глав дипломатических миссий Турции, Казахстана, Украины, Турецкой Республики Северного Кипра, нескольких депутатов Кнессета и представителей МИДа Израиля. Все это мы сделали и организовали сами, своими силами, опираясь на собственный энтузиазм, соблюдая даже самый тонкий дипломатический протокол.
На данном мероприятии звучали песни мэтров азербайджанской музыки - Рашида Бейбутова, Муслима Магомаева, Шовкет Алекперовой, Рубабы Мурадовой, Зейнаб Ханларовой и были продемонстрированы документальные фильмы и видеоклипы, посвященные современному и грандиозному развитию Азербайджана. Данное празднование мы провели в здании общества выходцев из Турции «Turkiyeliler». Другими словами, так как в Израиле нет азербайджанского посольства, нам приходится обращаться за помощью к нашим турецким братьям.
Мы очень надеемся, что в скором времени в дипломатическом районе Тель-Авива будет развеваться трехцветный азербайджанский флаг и мы как представители азербайджанской диаспоры в Израиле будем активно помогать нашим дипломатам, как мы это сегодня делаем, помогая и поддерживая посольство Турции в Израиле.
- Вы прекрасно знаете о жесткой отрицательной реакции Ирана в отношении визита израильского президента, что может осложнить отношения Азербайджана с исламским миром.
- Думаю, что Азербайджану нужно четко определиться во взаимоотношениях с Израилем. Первым делом необходимо открытие посольства Азербайджана в Израиле. Сразу спросят: какова будет реакция арабских государств? Арабские государства, такие как Египет и Иордания, имеют дипломатические отношения с Израилем и действующие посольства, а Марокко и Тунис имеют полудипломатические связи с Израилем. Кроме этого, в Тель-Авиве действуют посольства дружественных Азербайджану стран - Турции, Казахстана и Узбекистана. Это не мешает этим государствам весьма продуктивно общаться с другими арабскими государствами региона, даже несмотря на последние израильские военные действия в Южном Ливане и антитеррористическую операцию в секторе Газа.
Муллократическая власть, чья политика направлена далеко не на мирное сосуществование не только государств-соседей, но и представителей разных наций, проживающих в Иране, божится и клянется в своей приверженности миру. На поверку же выходит, что ислам (в данном случае для Ирана) - это лишь щит, и довольно крепкий. Фактор экономических интересов того или иного государства во всем мире принимается должным образом. К сожалению, к этим требованиям мирового сообщества южный сосед Азербайджана оказался глух и слеп.
Когда говорится о том, что Иран проводит «сбалансированную политику» в вопросе решения Карабахского конфликта, необходимо понимать, в чем она выражается и каковы ее причины. Стоит выделить следующие аспекты. Во-первых, Иран не хочет конфликта рядом со своими границами, поскольку это дестабилизирует весь Южно-Кавказский регион и помешает реализовать крупные энергетические и транспортные проекты, в частности, строительство МТК «Север-Юг», который должен соединить Иран и Россию именно через эти страны. Во-вторых, Иран стремится через Южный Кавказ получить доступ к портам Черного моря, а оттуда и в Европу. В-третьих, после урегулирования карабахского конфликта в этом регионе могут быть размещены международные миротворческие силы, что Иран категорически не приемлет, так как не желает видеть у себя на севере силы НАТО, в которые входят и американские солдаты. В этом плане Иран устраивает нынешний статус-кво, который существует между конфликтующими сторонами, поскольку в таком положении возрастает возможность усиления политического и экономического влияния и на Армению, и на Азербайджан.
Стоит отметить, что в отличие от Азербайджана, между Арменией и Ираном сложились теплые и доверительные отношения. В этой связи стоит упомянуть о визите общенационального лидера Гейдара Алиева в Иран в мае 2002 года, когда азербайджанский лидер призвал Иран выступить против политики Армении в отношении «оккупированных земель Азербайджана», на что бывший президент Ирана Мохаммад Хатами ответил: «Армения не Израиль, а азербайджанцы - не палестинцы». Да, вот вам настоящая Realpolitik иранского муллократического режима. Во всем мире они выступают «в защиту обездоленных и угнетенных мусульман». Здесь, имея 600 км границу с не просто мусульманским, а шиитским Азербайджаном, 20% территории которого оккупировано Арменией и есть 1 миллион беженцев-мусульман. Задается вопрос: где же ваша шиитская гордость, господа аятоллы?
Возникает вопрос: почему ни духовный лидер Ирана Хамнеи и президент Ирана Ахмединеджад не осудили Армению, оккупировавшей 20% территории братского шиитского Азербайджана и не выполняющей 4 резолюции Совета Безопасности ООН, принятые в 1993 году и требующие от Армении покинуть оккупированные азербайджанские территории. Вот как здесь не вспомнить великие слова лорда Пальмерстона (главу МИД, а впоследствии премьер-министра Великобритании в середине XIX века): «У нас нет ни постоянных врагов, ни постоянных друзей, у нас есть только постоянные интересы». К сожалению, это сегодня жестокая реальность международных отношений и Азербайджан это должен понимать и осознавать. Здесь уместно вспомнить и о заявлении нынешнего президента Махмуда Ахмадинежада, сделанном во время официального визита в Армению в октябре 2007 года, о том, что Иран заинтересован в «сильной Армении». Это заявление можно считать знаковым.
- Какова вероятность признания Кнессетом т.н. «геноцида армян», решения, которое наверняка негативно воспримут не только в Анкаре, но и Баку?
- Это сегодня факт, что Израиль – демократическая страна Ближнего Востока, поэтому на обсуждения в парламент могут выноситься любые вопросы, однако это не значит, что эти вопросы нашли свое официальное признание. История этого вопроса уходит еще в эпоху первого премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона. Оказавшись в изоляции на Ближнем Востоке после первой арабо-израильской войны, Израиль был крайне заинтересован в том, чтобы найти себе союзника в этом регионе. Выбор был ограниченным, отношения стали налаживаться с Турецкой Республикой, которая стала первым мусульманским государством, признавшим Израиль в 1949 г. Израиль очень дорожил этим признанием со стороны Анкары. Чтобы укрепить турецко-израильские отношения, Бен-Гурион попытался создать альянс с Турцией по принципу сотрудничества с неарабскими государствами региона, как и с христианской Эфиопией и шахским Ираном в 1950-е гг. Желая сохранить стабильность в отношениях с Турцией, Израиль готов был пойти на отказ от признания «геноцида армян» с тем, чтобы не раздражать Анкару. Чтобы как-то обосновать свою позицию, учитывая, что евреи сами были жертвами геноцида в ХХ веке, официальный Израиль аргументирует свое решение тем, что Холокост как уникальное явление несопоставим ни с одним геноцидом в истории человечества
Ярче всего это выразил сегодняшний президент Израиля Шимон Перес в апреле 2001 г. перед своим посещением Турции, будучи тогда министром иностранных дел в правительстве Эхуда Барака. Он заявил, что «бессмысленно утверждать, что армяне, подобно евреям, подверглись геноциду. В вопросе геноцида идентификация армян с евреями неприемлема».
По сути, то же самое 8 февраля 2002 г. заявила посол Израиля в Грузии и Армении Ривка Коэн: «Холокост - явление беспрецедентное, и ничто, в том числе и трагедию армян, нельзя сравнивать с еврейским геноцидом», что сразу же вызвало возмущение у официального Еревана. Израильскому руководству пришлось дипломатично ответить, что Израиль признает трагедию армянского народа, однако не стоит отождествлять ее с геноцидом.
Уже в мае 2009 года, правительство Израиля выступило с официальным заявлением против признания «геноцида армян».Стоит отметить, что как и в предыдущие годы, обсуждение по данной тематике в израильском Кнессете было инициировано председателем блока МЕРЕЦ Хаимом Ороном. Депутат напомнил, что в 2008 году данная проблема была вынесена на обсуждение комиссии по внешней политике и обороне, и там «благополучно похоронена».
Азербайджанская община Израиля постоянно выступает с резким осуждением не опирающейся на исторические факты, предвзятую и ошибочную инициативу депутата Орона, представляющего самую малочисленную партию израильского парламента. У этой инициативы нет перспектив и он будет рассмотрен исходя из стратегических интересов Израиля. В прошлом Оттоманская империя, а в настоящем - Турция, стала ареной разных интриг из-за своего геополитического и геостратегического положения. Сегодня, как и на протяжении истории, есть страны, которые стремятся сделать политические и экономические дивиденды на теме так называемого «геноцида армян». Израильский парламент и его комиссия, где будет обсуждаться вопрос так называемого «геноцида армян», должен понять, что вопросы, которые должны быть предметом обсуждения историков, не должны превращаться в руках политиков в средства достижения своих выгод, а не в угоду конкретным политическим интересам отдельных политиканов.
Трагедия армян в Турции - это чисто историческая проблема и не стоит ее превращать в предмет политических игр, нанося при этом ущерб стратегическим взаимоотношениям Израиля и Турции.
Б.Б.