Так всё-таки гражданский это проект или межобщинный?
ИА Регнум поместило сообщение под названием «Попытки перевода гражданского миротворческого процесса в русло межобщинности недопустимы: International Alert».
В нём говорится о проведённом на днях организацией International Alert в Ханкенди «круглом столе». ИА Регнум приводит слова менеджера евразийских проектов IA Дессиславы Русановой: «В ходе недавнего совещания в Риме обсуждалась политика Евросоюза по карабахской проблеме, был разработан и осуществляется проект, посредством которого голос Нагорного Карабаха доводится до мировой общественности. Я вам гарантирую, что это – не межобщинный проект». Одновременно в сообщении подчёркивается «недопустимость попыток перевода гражданского миротворческого процесса с участием представителей армянской и азербайджанской сторон в русло межобщинности».
Возникает ряд справедливых вопросов. Если осуществляемый International Alert проект является не межобщинным, а гражданским (допустим), то почему в нём участвуют не только граждане Армении и Азербайджана, но и жители Нагорного Карабаха? Граждан какого государства (раз уж речь идёт о «гражданском» проекте vs. «межобщинном») они, в частности, представляют – Армении или Азербайджана? Как известно, в международной терминологии понятие «гражданство» прикреплено к термину «государство». Так какое из двух государств они представляют? И если они представляют общество ни того, ни другого государства, а самих себя, то есть жителей непосредственно Нагорного Карабаха, «голос» которого, согласно вышеприведённой цитате, «доводится посредством данного проекта до мировой общественности», то не много ли на себя они берут, доводя до мировой общественности голос также почти трети (!) его населения – временно отсутствующей азербайджанской общины области? Если проект гражданский, то в нём и должны участвовать граждане Армении и Азербайджана и совместно искать пути выхода из ситуации. Если в нём участвуют также сегодняшние жители Нагорного Карабаха, то – нравится это кому-то или нет – с той самой минуты проект перестаёт быть только лишь гражданским и уже не может не быть межобщинным, поскольку участники из Нагорного Карабаха не могут в одиночку представлять всё общество области и всех её жителей – как проживающих в настоящее время, так и временно отсутствующих.
Допустимой формулой является либо 1+1 (граждане Армении и Азербайджана), либо 2+2 (граждане Армении и Азербайджана, а также представители армянской и азербайджанской общин Нагорного Карабаха). Идеальной, вообще-то, была бы первая формула. Однако присутствие карабахского армянина в любом проекте, касающемся Нагорного Карабаха, должно непременно сопровождаться обязательным присутствием и азербайджанского представителя той же области, либо же отсутствовать должны они оба. При этом никто не возражает, когда принявшие гражданство Армении выходцы из нагорно-карабахского региона представляют своё родное государство – Республику Армения. Таковыми являются, как известно, Роберт Кочарян, Серж Саргсян, разыскиваемый Интерполом Зорий Балаян и другие граждане Армении, уроженцы бывшей НКАО. Как говорится, на здоровье. Но в совместных проектах, в которых участвует делегация Нагорного Карабаха, состоящая из одних только армян, ни один уважающий свою государственность азербайджанец принимать участие не должен. Подобные мероприятия необходимо немедленно покидать.
Хочется надеяться, что появившееся в ИА Регнум сообщение отражает личное мнение его ханкендинского корреспондента и искажает позицию руководителей International Alert. В любом случае, будет интересно знать мнение самой г-жи Русановой без журналистского редактирования её слов. Мнение, которое прольёт свет на данный вопрос.
Вугар Сеидов, АзерТАдж, Берлин
Мнение автора может не совпадать с позиций редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора