Президент Махмуд Ахмадинежад: «Человек улицы» | 1news.az | Новости
Точка зрения

Президент Махмуд Ахмадинежад: «Человек улицы»

21:33 - 04 / 08 / 2009
Президент Махмуд Ахмадинежад: «Человек улицы»

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в понедельник начал свой второй срок в должности главы государства.

Процедура эта в Иране выглядит так: о признании Ахмадинежада законно избранным президентом объявил сегодня верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. В среду в парламенте пройдет церемония инаугурации президента. 

Второй срок президентства Ахмадинежада начинается в обстановке серьезного политического кризиса. Первого подобного  кризиса в 30-летней  истории  режима аятолл. И намеченная на 5 августа инаугурация Махмуда Ахмадинежада теперь уже точно останется в  истории современного Ирана событием со множеством вопросов. Дело не только в скандальных обстоятельствах, сопутствовавших победе Ахмадинежада на президентских  выборах  на второй срок и связанных якобы с фальсификацией подсчета голосов.

Дело еще и в взбунтовавшейся оппозиции. Причем оппозиции в лице самой элитной части политического истеблишмента сегодняшнего Ирана, самых удачливых его бывших президентов, известных и всегда пользовавшихся симпатиями интеллигенции, студенчества и молодежи, реформаторов Хашеми-Рафсанджани и Мохаммада Хатами. Впервые в 30-летнем правлении иранских клерикалов - аятолл, привыкших к непогрешимости своего режима, прозвучали голоса протеста, поставившие под сомнение его незыблемость.

Впервые были  высказаны претензии не столько президенту, сколько   самому духовному лидеру Ирана рахбару  Хаманеи. Хотя, вне всякого сомнения, главным объектом массированной атаки оппозиции был Ахмадинежад.

Так кто же он, Махмуд Ахмадинежад, наделавший столько шуму и у себя в Иране, и за его пределами, и опять победивший всесильного Али Акбар Хашеми-Рафсанджани? Биография его говорит о многом.

Родился в семье бедного кузнеца в 1956 году, в деревне Арадан провинции  Семнан. В 1976-м поступил в одно из наиболее престижных иранских высших учебных заведений — Тегеранский университет науки и технологий,   успешно закончил его с квалификацией транспортного инженера. Затем аспирантура, и докторская  диссертация. Для скромного паренька из  деревушки, каких в Иране сотни тысяч, и из рядовой провинции, это немало. 

В студенческие годы он активно участвовал в молодежном антишахском движении. Вместе с сокурсниками выпускал студенческий журнал религиозного характера. После свержения шаха, будучи ещё на третьем курсе, примкнул к ультрафундаменталисткой исламисткой «Организации за укрепление единства университетов и духовных училищ»,  созданную близкими соратниками Хомейни.

По некоторым данным, участвовал в 1979 году в захвате заложников-служащих посольства США, хотя  большинство бывших пленников и участников операции не подтвердили эту версию. По другим данным, Ахмадинежад изначально предлагал захватить посольство СССР, но эта его инициатива не нашла поддержки со стороны других участников операции.

В 1980, с началом ирано-иракской войны, отправился добровольцем на фронт в составе спецподразделения Корпуса стражей исламской революции, участвовал в диверсионных операциях в северном и восточном районах Ирака.

Политическую карьеру начал после армии: глава администрации городов и в провинции Западный Азербайджан, советник губернатора провинции Курдистан, губернатор провинции Ардебиля и по  совместительству одновременно советник министра культуры и образования.  Но после победы на президентских выборах Мохаммада Хатами Ахмадинежад вернулся к преподавательской деятельности в альма-матер – в Тегеранский университет науки и технологий.

Возможно, именно с этого момента и начинается вырисовываться  окончательный политический портрет сегодняшнего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада -  политика-популиста, пусть даже и искреннего. Вернувшись в политику шесть лет спустя и возглавив администрацию Тегерана, самое первое, что сделал Ахмадинежад, так это свернул большую часть либеральных реформ, проводимых в городе его предшественниками. По его указу были закрыты все западные заведения быстрого питания в пользу иранских компаний, мужчинам на государственной службе было предписано не брить бороды и носить рубашки с длинными рукавами. И уже в 2005-м Ахмадинежад выигрывает президентские выборы, набрав во втором туре вдвое больше голосов, чем всесильный фисташковый король, вице-президент и реформатор  Хашеми-Рафсанджани. Заметив попутно  на критику его непрезентабельного вида (внешность «слуги»), что ему нравится «быть слугою» у своего народа. 

Эта победа Ахмадинежада, ставленника Корпуса стражей исламской революции - формирования, превосходящего по своей мощи вооруженные силы, многими наблюдателями была расценена как свертывание  процессов общественной и экономической либерализации в стране. Это дало повод его противникам сравнить такую победу чуть ли ни с «фашистским переворотом», в результате которого страна повернёт с пути либеральных реформ на путь безусловного и буквального следования Корану и шариату. 

Частично так и произошло. Но при этом Ахмадинежад, несмотря на  кризис и падение цен, ухитрился сохранить все социальные пособия,  наладить ежемесячные выплаты самым бедным слоям иранцев природной ренты с нефти. Завоевывая иранскую улицу, он объездил за четыре года своего первого президентства все провинции страны. И, судя по всему, ему это удалось сделать. Поэтому феномен  победы Махмуда Ахмадинежада, несмотря на то, что экономика Ирана в результате его  экономической  политики оказалась в последние месяцы, мягко говоря,  в состоянии стагнации - это еще и феномен сегодняшней иранской улицы.

Что касается внешнеполитической доктрины Ахмадинежада, здесь уместно говорить разве что о все большей  изоляции Ирана со стороны международного сообщества. Причин тому несколько, но главная из них – игнорирование Тегераном  решений совета Безопасности ООН и рекомендаций МАГАТЭ относительно его ядерной программы. Во многом благодаря позиции Ахмадинежада были сведены на нет все попытки ЕС, главного переговорщика с Тегераном по иранской ядерной программе, и еще МАГАТЭ, найти пути к компромиссу.

Наконец, что касается антиизраильской  риторики, то, скорее всего, и здесь Ахмадинежад вполне искренен, заявляя, что Израиль надо «стереть»  с политической карты мира, что Холокоста не было, а была искусная фальсификация, что если ООН и Европа так обеспокоены судьбой израильтян, то путь и найдут для них территорию где-нибудь у себя в Европе, и т.д. Это его искренняя позиция.

Еще в 2005 году, в первом же своем публичном выступлении в ранге президента, Ахмадинежад заявил, что его целью является построение «образцового исламского общества», «образцовой, передовой и могущественной исламской страны». И здесь, пожалуй, он не кривит душой:  и иранская ядерная программа, и антиизраильская политика выступают для него своего рода гарантами  «могущества» Ирана на уровне региональной державы, регионального лидера. 

Что же касается внутриполитического кризиса, то Хашеми-Рафсанджани и Ахмадинежад хотя и являются представителями разных группировок, но внутри одного консервативно-клерикального лагеря, руководящего страной. Хашеми-Рафсанджани представляет умеренно-консервативное духовенство, его либерально-олигархическое крыло, давно находящееся во власти и контролирующее энергоресурсы страны.  Ахмадинежад - человек молодых представителей силовых структур, не участвовавших в дележе энергоресурсов Ирана после исламской революции  и сегодня желающих исправить эту явную, по их мнению, несправедливость.

Петр Гончаров

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА-Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Редакция не несет ответственности за позицию автора

Поделиться:
4301

Последние новости

Все новости

1news TV