«Советский народ - самый читающий народ в мире!»
Проживая по эту сторону пресловутого «железного занавеса», мы были твердо убеждены в незыблемости данного постулата.
Это не было для нас идеологическим клише не только лишь потому, что само слово «клише» в идеологическом контексте было пока не столь знакомо и употребляемо - все вокруг нас свидетельствовало о безупречной наблюдательности авторов этого лозунга. Читали, казалось, все! Все, и везде! Читали в парках и на бульваре, читали в автобусах и в трамваях, читали и в метро, умудряясь поднимать книгу над головой, будучи в часы пик стиснутыми со всех сторон «единомышленниками». Книга была не только источником знаний, но и предметом гордости домовладельцев - иметь полные собрания сочинений классиков, Большую и Азербайджанскую энциклопедии, сборник мировой литературы, так называемую «всемирку», считалось признаком определенных возможностей и достатка, наравне с дачей и автомобилем. Даже в самой неказистой квартирке, даже в самой бедной семье обязательно имелась библиотека, и не важно, состояла ли она из одной полки, или занимала целую комнату в профессорской квартире.
Наше поколение успело застать этот период. Мы доставали выпуски «Иностранной литературы», чтобы отдать их на переплет и передавать друг другу для чтения; мы собирали макулатуру, чтобы по талонам купить интересные, а потому, дефицитные книги; и мы даже умудрялись находить время для обсуждения прочитанного, не жертвуя, впрочем, другими радостями жизни. Мы ходили в «Академ-книгу», ходили в «Монолит», часами выбирая нужную нам литературу, ходили в «Ахундовку», нашу главную библиотеку им. Ахундова, ходили в обязательные в каждом районе местные библиотеки. Мы - читали!
Но потом времена изменились, и было уже не до чтения. Но миновали смутные времена, в стране стала устанавливаться стабильность, и появляются первые ростки благополучия, и пришло, наконец, время и для чтения, вдруг оказалось, что читать-то нам и нечего. Впрочем, как и негде.
Нет, я не о том, что нас лишили трамваем и троллейбусов, с их ярким салонным светом, столь удобным для чтения и вредным для зрения. Мы вдруг оглянулись, и увидели, что вокруг нас стало мало книжных магазинов, мало книг, и мало самих читающих людей.
Говорят, что спрос рождает предложение. Бизнес объясняет неразвитость книжного рынка у нас тем, что стало мало читающих, «малочитающие», в свою очередь, сетуют на нехватку магазинов и скудность стеллажей.
Я абсолютно не собираюсь, работая над этими строками, разбирать причины того, почему мы стали меньше читать, почему книжные магазины превратились в «шмоточные, почему в книжных закутках, гордо именуемых магазинами, столь скудный ассортимент, кто в этом виноват и кого клеймить несмываемым позором. Не собираюсь говорить о проблеме качественных переводов на азербайджанский язык иностранной литературы, о том, какой урон нанесла нашей образованности чехарда с алфавитами, о проблеме полиграфии и книгопечатания. Наверняка, есть люди и структуры, которые думают об этой проблеме более ответственно, и собираются как-то ее решить. Я хотел лишь поделиться наблюдениями, собранными во время своих частых заграничных путешествий.
Когда рухнул приснопамятный «железный занавес», и мы смогли заглянуть за эти «металлические кулиса», оказалось, что советский народ, безусловно, был активно читающим, но и «западный» народ ему тоже особо не уступает. Мне часто задают один и тот же вопрос - что «там» вам нравится больше чего, и чему вы «там» завидуете?», - с предвкушением ожидая мои сентенции о культуре поведения на дорогах, или о красотах городов. Да, я не обманываю их ожиданий, рисуя радужные картинки на тему «водитель-пешеход», и расписывая чистоту тамошних улиц. Но больше всего я завидую «их» книжным магазинам!
Книжный магазин в развитой стране - это царство чтения, это роскошь смакования книги, это пир души! Магазинов много, магазины разные, и даже в каждом аэропорту вы непременно натолкнетесь на книжный магазинчик, продающий не только путеводители и глянцевые журналы, но и популярные литературные новинки.
Но особенно поражают воображение огромные книжные комплексы, в которых люди проводят целые дни! Пенсионеры, студенты, домохозяйки, бизнесмены, школьники, выбрав время, приходят побаловать себя литературой! В этих магазинах нет толчеи, но в них нет и ощущения безлюдности. Удобная компьютерная система поиска книг, подробные аннотации, возможность прослушать электронную версию произведения, длинные стеллажи и коридоры, где можно перелистать книгу «вживую», а самое главное - прекрасно разбирающиеся в литературе сотрудники магазина, потому что назвать их продавцами не поворачивается язык. Целые храмы чтения, где можно взять любую заинтересовавшую вас книгу, и посидеть здесь же, в кафе, чтобы, не торопясь, пройтись по ее страницам.
Когда мне говорят, что новая эра телекоммуникаций, новые хай-тековские достижения, новые интернетовские возможности повинны в ослабевшем интересе к чтению, увиденное мною за рубежом позволяет с этими доводами не согласиться. И интернет у них развит лучше, и хай-тека побольше. Но, тем не менее, «там» читают. И в том же метро, и в тех же магазинах, и в тех же парках. Да, вы никогда не увидите знакомую нам по совковому периоду картину, когда читают на рабочем месте. И не только потому, что ни один работодатель и ни один работник этого себе не позволяют - этого не позволяет и занятость на работе, и высокая культура, почерпнутая, не в последнюю очередь, из тех же книг. Но, придя домой, люди не только смотрят телевизор, но и читают, удобно устроившись под торшером.
Так почему? - задаюсь я вопросом. Почему в странах с высоким уровнем достатка, с высоким уровнем доступа к новейшим информационным технологиям, с высоким уровнем соблазнов, люди продолжают читать?
Не берусь судить категорически, и поделюсь лишь своим мнением. Любовь к чтению прививается «там» с детства. Любовь к чтению прививается в семье, в школе, и, как бы это парадоксально ни звучало, на улице. Человек, читающий в парке и в метро - кто может быть лучший агитатором и пропагандистом чтения? Книга на Западе, как некогда и у нас, все еще продолжает оставаться в числе хороших и дорогих подарков. Дорогих не только по цене, но и дорогих сердцу! Папы и мамы читают детям сказки, покупают им книги, водят в магазины, и, в результате, вчерашний малыш, вырастая, интересуется литературой не только для того, чтобы выглядеть современно, но и потому, что ему это интересно!
Литературные премии по своей престижности не уступают «Оскару», проводятся широкие пиар-акции, авторы в книжных магазинах встречаются с читателями, с известными писателями стремятся дружить олигархи - в современном западном обществе литература находится на должном уровне, принося, вдобавок ко всему, неплохие доходы тем, кто занят в книжном бизнесе. Как писателям, так и продавцам их творений.
Я не знаю рецептов того, как нам надо вернуть наши традиции. Наверное, надо больше переводить на азербайджанский язык иностранную литературу, больше издавать наших национальных классиков и современных писателей, улучшить полиграфическую базу, давать льготу книготорговцам и печатникам. Наверное. И я верю, что все это делаться будет. Но одно я знаю точно - мы никогда не станем опять читающей нацией, если не начнем с наших детей - если не подарим им радость от общения с книгой, если не привьем им любовь к чтению! Так, как это делали наши родители, так, как это делали наши педагоги.
И каждый раз, проходя мимо книжных развалов, мимо выставленных на улицы книг, мимо кощунственного, по сути, процесса продажи литературы на тротуарах, я мечтаю о временах, когда и у нас появится много-много больших книжных магазинов. Мечтаю о том, что вернутся времена, когда книга в подарок опять будет дарить радость, а вид читающего человека будет вызывать чувство уважения.
И люди будут вновь читать в трамваях, потому что, они, трамваи, тоже обязательно вернутся. Как и все утерянные традиции.
Надо только начать читать.
Азер Гарибов
Мнение автора может не совпадать с позиций редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора