Александр Рондели: «Американский спутник смотрит теперь на все передвижения в зонах конфликта»
Эксклюзивное интервью 1news.az c президентом Грузинского фонда стратегических и международных исследований, политологом Александром Рондели
- Прошел год со времени августовской войны между Грузией и Россией. Какие процессы произошли за это время в Грузии, Абхазии, Южной Осетии?
- На счет Абхазии ничего не могу сказать, я туда не ездил за это время. Только то, что Абхазия стала оккупированной Россией полностью. Так называемой независимой оккупированной страной. Южная Осетия также является черной дырой, куда идут деньги, где осталось всего 12-14 тысяч населения.
Грузия, пройдя через трудные времена и потеряв на данном этапе эти территории, имея экономический кризис и проблемы с оппозицией, выжила и развивается. Президент Саакашвили опять у руля. Состоялось заседание Совета Безопасности страны, в котором в первый раз участвуют представители как парламентской, так и непарламентской оппозиции. Это очень любопытный момент, так как многие оппозиционеры уже понимают, что нужно заниматься интересами государства, а не прыгать по улицам и ставить клетки. Нам нужно экономически развиваться и делать экономически процветающей страну. Чего не хотят наши северные соседи.
- Что будет с Южной Осетией и Абхазией? Войдут ли они в состав России?
- В истории трудно гадать, но главное, что история сегодня не кончается, так что посмотрим. Все-таки обе эти так называемые независимые оккупированные страны возникли в результате этнической чистки, откуда были изгнаны тысячи людей. В Южной Осетии грузинские деревни были сравнены с землей, и этим очень гордятся осетинские руководители и их население. Вот уровень культуры, но на этом все не кончится.
- Можно ли сказать, что после визита Байдена в Тбилиси США показали, что не собираются бросать Грузию на произвол судьбы?
Не только после визита Байдена, прежде всего после визита президента Барака Обамы в Москву можно говорить, что США не собираются бросать Грузию.
- То есть США будут поддерживать Грузию?
В Грузии нет военной инфраструктуры американцев, хотя русские все время говорят о каких-то вооружениях. Есть моральная, экономическая поддержка. Я не думаю, что кто-то здесь будет воевать для нас.
- Российские СМИ сообщают о всякого рода инцидентах, которые происходят на границе с Южной Осетией и Абхазией.
Мало что они пишут. На территории Грузии находятся наблюдатели из Европы - солидные люди. Которые все проверяют. Они сделали заявление, что ничего подобного не наблюдается. А если что-то происходит на территориях, оккупированных Россией, это мы не можем проверить.
Разве они не использовали то же самое в прошлом году? Обстреляли и подорвали своих миротворцев. Сейчас их политически вряд ли устраивает война. Потому что в прошлом году они всех усыпили разговорами о воинственности Грузии. О том, что они хотят охладить горячие головы, в этом году это слишком явно. Американский спутник смотрит теперь на все передвижения. Потом сейчас политическая и экономическая ситуация в России такова, что сейчас не должна их устраивать агрессия против соседней маленькой страны.
В прошлом году то, что они сделали, было логично, вытекало из всего предыдущего. В этом году можно увидеть, что это маловероятно.
- Каким способом Грузия может вернуть эти земли?
- Ясно, пока там стоят российские войска, как вернуть? Возвращать силой было бы глупо, мы должны политически договориться с этими народами. Если нет кого, кто со стороны подстегивает, то в этом случае всегда можно найти общий язык.
- В последнее время идут разговоры о том, что в Карабахе могут возобновиться боевые действия. Как вы думаете, это возможно?
- Не знаю. Я только могу сказать, что после войны с Грузией Россия решила показать себя миротворцем, медиатором, активно как будто стала помогать решению карабахского конфликта. Что-то не получается. Никто ни хотел бы, чтобы была война. Я думаю, что война устраивает только одну страну. Потому что война сеет раздор, а раздор им на руку.
- Будущее Южного Кавказа через 5 лет.
- Все зависит от того, что будет в России. Россия идет по пути повышения авторитаризма. В таких случаях обычно стараются проявить силу и сеять раздор вокруг, расширять сферу влияния. Поэтому хорошего мы ожидать от них не можем. А что будет на Кавказе, нужно, прежде всего, смотреть, что будет на Северном Кавказе.
Э.Рустамов