Решит ли турецко-российское сближение проблемы региона?
Главная особенность визита главы российского правительства Владимира Путина в Турцию заключалась в том, что он был, как выразились турецкие политологи, краткосрочным, но кульминационным в историческом измерении.
После нескольких часов интенсивных переговоров стороны подписали 15 межправительственных соглашений и 7 специальных протоколов. И это по существу выводит обе страны на уровень стратегического сотрудничества. Конечно же, речь прежде всего идет о расширении сотрудничества в сфере энергетики. Именно в этой сфере в отношениях между Россией и Турцией сохранялось много проблем.
Известно, что Турция изначально стремится превратиться не только в страну-транзитера, но и закупать часть российского или среднеазиатского газа для перепродажи в Европу. В середине июля Анкара подписала соглашение по проекту NABUCCO, который предусматривает поставку газа из Каспийского региона в обход России.
К тому же заявление ЕС об уменьшении энергетической зависимости от России и вспыхнувший в начале нынешнего года «газовый кризис» с Украиной продемонстрировали Москве, что договориться с Киевом об использовании украинских территориальных вод Черного моря для реализации проекта «Южный поток» будет сложно.
Подобный ход событий подталкивал Москву к поиску новых альтернативных решений.
Россия и Турция долго присматривались друг к другу. Подключаясь к проекту NABUCCO, Анкара рассчитывает на скорый прием в ЕС. Пока ей предложили привилегированный статус ассоциированного члена. В конечном итоге участившиеся политические контакты лидеров двух стран сблизили позиции.
В феврале 2009 года Москва принимала президента Турции Абдуллу Гюля, а в мае в Сочи прошли переговоры Владимира Путина с его турецким коллегой Тайипом Эрдоганом. Достаточно заметить, что по итогам 2008 года объем взаимного российско-турецкого товарооборота достиг рекордного показателя - почти 40 миллиарда долларов, превысив объем товарооборота в 2007 году на 50%. Свое отношение к развитию двусторонних отношений стали высказывать политики и дипломаты.
Экс-посол Турции в России Вулкан Вурал заявил, что странам ЕС не следует драматизировать вопросы энергетической зависимости от России, а Москве бывший турецкий посол рекомендовал быть более гибкой в вопросах диверсификации поставок газа на европейский рынок.
К подобной рекомендации решили прислушаться и в России. Накануне визита российского премьера в Турцию руководители многих ведомств, аналитики и эксперты двух стран провели ряд встреч, нацеленных на развитие энергетического сотрудничества. В конечном итоге Турция дала согласие на прокладку «Южного потока» в своих территориальных водах. Не осталась в долгу и Москва. Она тоже сделала шаг навстречу, выразив свое принципиальное согласие на участие в реализации проекта нефтепровода Самсун-Джейхан. Операторами этого проекта являются турецкий холдинг Calik Energy и итальянская Eni. Не случайно и участие в подписании в Анкаре этого документа итальянского премьера Сильвио Берлускони, который, судя по всему, внес немалый вклад для сближения позиций России и Турции.
Следует особо отметить и протокол о сотрудничестве в атомной сфере, который был подписан в Анкаре. Он предусматривает строительство к 2012 году в средиземноморском городе Мерсин четырех блоков АЭС общей мощностью 4 гигаватта. А это, по мнению специалистов, достаточно солидная цифра.
Естественно, что на повестке дня оказались не только вопросы двусторонних отношений, но и целый комплекс проблем региональной и международной политики.
Как сообщили турецкие СМИ, на переговорах Путина с турецким премьером Эрдоганом был затронут и вопрос нагорно-карабахского урегулирования, и сложные отношения России с Грузией. Турция не скрывает, что поддерживает вступление Тбилиси в НАТО, но на переговорах с Москвой этот вопрос старается не поднимать и очень болезненно относится к тому, когда его поднимает российская сторона. Анкара хорошо понимает, что несмотря на формальную отстраненность российского премьера от внешнеполитических вопросов, он сохраняет свое влияние на эти вопросы и считается «политическим тяжеловесом». К тому же у него установились достаточно дружеские и откровенные отношения с Эрдоганом. Более того, Турция давно уже стала важным региональным игроком, с которым Москве приходится считаться. Достаточно вспомнить августовские события прошлого года.
Конечно же, Турция, сближаясь с Россией и предлагая свои посреднические услуги, надеется получить от этой страны содействие в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта и нормализации отношений с Арменией. И это уже само по себе неплохо. Анкара хорошо понимает, что без урегулирования проблемы нормализация отношений с Арменией для Турции невозможна. К тому же на повестке вопрос вступления в Евросоюз и собственные регионально-экономические интересы. Официальный Баку уже давно обозначил свою позицию: без комплексного решения нагорно-карабахской проблемы и освобождения оккупированных территорий, он, мягко говоря, приветствовать восстановление турецко-армянских дипломатических отношений не будет.
Оказать же на Армению влияние и принудить ее к большей сговорчивости может, и все это прекрасно понимают, только Россия.
Может ли турецко-российское сближение способствовать решению карабахской проблемы? Вне сомнения, потепление турецко-российских отношений, взаимная заинтересованность друг в друге между нашим союзником с одной стороны и стратегическим партнером с другой – факт сам по себе положительный. Более того, он может стать неплохим фоном для поиска необходимых решений. Но, думаю, впадать в иллюзии и ждать необычного поворота в решении этого вопроса, не стоит. За нас никто никаких проблем решать не будет. Даже несмотря на такое количество подписанных документов. Не следует забывать, что речь прежде всего идет о двусторонних отношениях между Турцией и Россией и их национальных интересах. А это для каждой страны является главным приоритетом.
Фикрет Садыхов, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора