Вугар Гашимов: «Я оптимист, тихо-тихо идущий к заветной цели!» - ФОТО
Лучший шахматист Азербайджана ценит в людях человеческие качества, дружит с коллегами по цеху и умеет быть благодарным
Признаться, в своей журналистской практике еще ни разу не делал интервью со спортсменом. Было время, бредил о том, чтобы превратить наших спортсменов в звезд, как в заграничном шоу-бизнесе, но коллеги, пишущие о спорте, сразу умерили мой пыл.
Выяснилось, что многие наши спортсмены - люди закомплексованные, их ничего кроме спорта не интересует, а коэффициент интеллекта некоторых оставляет желать лучшего. Естественно, они наша гордость, но видеть их в более лучшем свете - нормальное желание.
Сегодняшний наш герой приятно удивил меня не только своими спортивными достижениями, но и разговорчивостью, умом, начитанностью, видимо, специфика вида спорта, которым он занимается, требует от него всех этих качеств.
Итак, Вугар Гашимов. Его активно прогрессирующая фигура в шахматном мире довольно известна. Сегодня он лучший шахматист Азербайджана, седьмая строчка мирового рейтинга шахматистов. Про его успехи на международных соревнованиях уже сказано достаточно много. В его карьере было все – взлеты, вынужденный уход из спорта, триумфальное возвращение. Сегодня он вместе со своим братом Сарханом - гость нашей рубрики «Формула успеха». Наша беседа прошла в уютной обстановке в кафе «Али и Нино», в самом центре нашей столицы.
- Вугар, скажу вам сразу, что вы первый спортсмен, с которым я делаю интервью. О вас я знаю не так уж много и потому прежде чем встретиться, «перелопатил» весь Интернет. Хотя меня предупредили, что вы сегодня лучший азербайджанский шахматист и занимаете седьмую позицию в мире, но почему-то в «Википедии» вы с коэффициентом 2740 очка занимали лишь четырнадцатую строчку…
- Это немного устаревшая информация, и не надо забывать о том, что «Википедия» - это свободная Интернет-экциклопедия. В настоящее время мой показатель - 2758,1 очка – седьмой в мире. Впереди только шесть шахматистов - Топалов, Карлсен, Ананд, Аронян, Крамник и Гельфанд.
- Скажу вам, что вы в хорошей компании!
- Не жалуюсь (улыбается). Разница между мной и идущим на шестом месте Гельфандом незначительная - 0,3 очка. У меня все еще впереди.
- А победа в каком турнире принесла вам новые дополнительные рейтинговые очки и возможность перепрыгнуть с четырнадцатой сразу на седьмую позицию?
- У нас в шахматах, в отличие, к примеру, от большого тенниса, учитывается не только победа в каком-то турнире, но и результат каждой проведенной партии, то есть любая победа и поражение в итоге сказывается на рейтинге. А заработал я хорошие рейтинговые очки на клубном чемпионате Испании по шахматам. Там борьбу за главный приз вели десять очень сильных команд. Я провел пять игр – три выиграл, а две завершил вничью. И мой клуб занял первое место. Тут очень важно отметить победу над Борисом Гельфандом – я играл белыми и одержал победу за 16 ходов. Специалисты восприняли эту мою победу как сенсацию.
- Вугар, к шахматам у меня особое отношение – никогда не любил этот вид спорта, но шахматной статистикой интересовался всегда. Для меня шахматисты - люди особо одаренные, не каждый человек обладает таким талантом. В Азербайджане этот вид спорта всегда был на высоте, правда, в прошлом наши юноши были немного в тени девушек. Сегодня все наоборот. Радует, что наши юноши на крупных турнирах показывают очень хорошие результаты…
- Спасибо. Мы стараемся оправдать возложенное на нас доверие.
- А кто привил вам любовь к этой древней восточной игре? Если обратиться к биографии успешных спортсменов, то, как правило, все они начали заниматься с раннего детства. Сколько вам было лет, когда вы впервые сели за шахматную доску?
- Я играю в шахматы с шести лет. Вначале сложно было спрогнозировать, во что выльется моя страсть в этой игре. Но затем окружающие заметили мой талант и потенциал. Пошли хорошие результаты, и потому с восьмого класса мы пришли к решению, что я буду профессионально заниматься шахматами. К тому времени я уже несколько раз стал чемпионом страны, Европы и завоевал «серебро» на чемпионате мира. В 1998 году, в свои 12 лет, я был самым юным в мире международным мастером спорта. После состоялось очень важное событие в моей жизни, которое я буду помнить всегда, – встреча с нашим общенациональным лидером Гейдаром Алиевым. В те годы я был ребенком и не полностью осознавал весь смысл и важность данного приема, сегодня же отчетливо понимаю, как эта встреча помогла и предопределила мою дальнейшую судьбу.
А любовь к этой древней восточной игре мне привил мой отец. Он был военным, играть сам начал довольно поздно, но сделал все возможное и невозможное, чтобы я и мой брат стали хорошими шахматистами.
Мой брат Сархан всегда образцово учился в школе и поступил в университет. Папе сложно было финансировать наши с ним поездки, и поэтому Сархан продолжил обучение, я же посвятил себя исключительно шахматам.
Сархан: Папа в свое время среди военных был чемпионом СССР по настольным играм, в том числе и по шахматам, он кандидат в мастера спорта.
- Отец, наверное, всегда повторял вам: «Вугар, ты должен стать чемпионом мира!»…
- (улыбается) Да, вы правы. Не только папа, но и я сам себе часто говорил эти слова.
- Однако чемпионом мира становятся не за один день. У каждого шахматиста есть определенные этапы в карьере, сначала хотят стать мастером спорта, затем гроссмейстером и, наконец, чемпионом мира…
- С самого детства хотел стать чемпионом мира! (смеется) Мне было 16 лет, когда я выполнил норму гроссмейстера. В шахматах, в отличие от некоторых других видов спорта, где существуют разные весовые категории, чемпион мира один. И потому я всегда стремился профессионально заниматься своим делом, ставить перед собой цели и достигать их.
Всегда приучал себя к тому, что к победе и поражениям надо относиться одинаково спокойно. То, что случилось, уже осталось позади, независимо от того, проиграл ты или выиграл. Надо думать о предстоящей встрече.
- Неужели к проигрышам вы относитесь спокойно? Ведь запоминаются не только сладкие победы, но и горькие поражения…
- Когда проигрываю отдельные партии, не сильно расстраиваюсь, то, что уже случилось, не вернешь, партия закончилась и уже ничего не изменишь. Проигранная партия - не последняя в турнире и в карьере. Надо просто поразмыслить об упущениях и не повторять прежних ошибок. Признаюсь, что за последние два года я так особо не испытывал горечь поражения. А что касается выигрышей, то, к примеру, одержал победу на Гран-при в Баку, посвященном 85-летию Гейдара Алиева.
- Если вас попросят припомнить самые запоминающиеся моменты в карьере, что вы назовете в первую очередь?
- Первым делом, повторюсь, хотелось особо отметить встречу с Гейдаром Алиевым. Видимо, не было случайностью и то, что я выиграл турнир Гран-при, посвященный его памяти. Мое возвращение в большой спорт после шестилетнего перерыва началось именно с этого турнира. К началу соревнования я по рейтингу значительно уступал шахматистам, выступающим в этом турнире. Хотелось играть классно, да еще, видимо, очень велико была мое желание победить. Именно с этого турнира начался подъем в моей спортивной карьере, который продолжается по сей день.
В самый трудный период моей жизни, когда я оставил спорт, меня поддержал Ильхам Алиев. И я делаю все, что в моих силах, чтобы наша страна всегда была впереди.
- Вугар, вы на самом деле лучший в Азербайджане?
- Почему-то у нас в Азербайджане журналисты всегда пытаются сравнивать и сталкивать друг с другом отечественных спортсменов. Стать первым в Азербайджане не главная цель; моя задача - быть первым в мире.
- Из вашего ответа я так понял, что с коллегами у вас натянутые отношения… Интересно, у вас в мире спорта происходит то же самое, что и в шоу-бизнесе: никто ни с кем не здоровается, говорят за спиной разные гадости, плетут интриги?
- Вы что! Мы, слава Богу, здороваемся, общаемся. Со всеми азербайджанскими шахматистами я в хороших отношениях.
- Неужто со всеми?
- Может, у кого-то и есть какая-то агрессия по отношению ко мне или к другим успешным спортсменам, лично я со всеми азербайджанскими шахматистами поддерживаю хорошие отношения. Всегда радовался успехам наших спортсменов, ведь мы все представляем одну страну. Правда, мы встречаемся крайне редко, общаемся в основном посредством Интернета. Но когда сталкиваемся - это происходит, как правило, на командных соревнованиях, то всегда и всюду ходим вместе – вместе обедаем, гуляем по городу, обсуждаем проведенные игры. Так что не все так уж плохо, как может показаться со стороны.
- Вугар, я обратил внимание, что ни одно ваше интервью не проходит без упоминания о брате – Сархане. Кто он для вас?
- Опора, друг, с которым я могу поделиться всем.
- А как складываются ваши отношения с известным армянским шахматистом Ароняном?
- Мы с ним играли несколько раз – одну встречу я выиграл, а все остальные завершил вничью. Журналисты всегда поднимают шум и многое преувеличивают, когда встречаются азербайджанские и армянские шахматисты. Горько любое поражение. Ты сам сильно переживаешь, а писать, критиковать, еще больше усугублять состояние игрока, не стоит. Я всегда стремлюсь к победе, независимо от того, с кем играю.
- У вас, видимо, были и есть свои кумиры. Они есть у каждого спортсмена, даже независимо от того, каких успехов добиваются они на своем поприще…
- Я очень люблю четвертого чемпиона мира, русского шахматиста Александра Алехина, хорошо знаком с его стилем игры, читал немало книг, написанных этим выдающимся шахматистом. Мне очень импонирует индийский гроссмейстер Вишванатан Ананд. Еще в 1995 году, когда еще был совсем юным, я во время одного из соревнований подошел и познакомился с ним. Он очень тепло встретил меня, хотя некоторые шахматисты намного слабее его вели себя надменнее. Сегодня, несмотря на мировой успех и признание, он не утратил положительные человеческие качества. Это для меня очень важный момент. Я уже не говорю о том, какой он шахматист.
- И напоследок. Чего вам не хватает, чтобы стать шахматистом номер один в мире?
- Было время, мне пришлось оставить спорт из-за состояния здоровья – врачи посчитали, что игра в шахматы может навредить моему организму. Вернулся в профессиональный спорт в прошлом году и вошел в первую сотню лучших шахматистов, сегодня занимаю седьмую строчку. Я оптимист, иду к заветной цели.
Тут в беседу вмешивается брат Вугара Сархан:
- Нам бы поддержку, наподобие той, что в свое время была у Гарри Каспарова! При такой поддержке чемпионство мира гарантируется, ведь потенциал у Вугара имеется.
- Ну что ж, мы желаем, чтобы в ближайшем будущем вы стали первым не только в рейтинге, но и примерили корону чемпиона мира. Удачи вам!
- Спасибо! В свою очередь желаю Вашему информационному агентству успехов и процветания!
Сеймур Закаряев