Шахрияр Мамедьяров: «Я бы был рад играть в финале с Вугаром Гашимовым» - ФОТО

Азербайджанский шахматист поделился своим мнением по поводу игры с Сергеем Карякиным (Украина).
«Жутко обидно: я делал серьезную ставку на этот турнир. Готовиться начал сразу после чемпионата Европы: отдохнул день и за шахматы! Надо сказать, что это принесло результат. Весь турнир я играл очень хорошо и чувствовал, что вполне могу стать его победителем. Но, увы…. Все решила одна партия против Сергея Карякина», - сказал Шахрияр в интервью официальному сайту турнира в Ханты-Мансийске, передает 1news.az.
- Что в ней произошло?
- К Карякину я готовился часов 8 во время выходного дня. Тем не менее – впервые, пожалуй, за этот турнир получил худшую позицию. Тут вот в чем дело: я разыграл редкий для себя вариант, который использовал в последний раз лет 5 назад. Надеялся благодаря этому нивелировать подготовку Сергея. Этого, к сожалению, не случилось. В какой-то момент Карякин сделал очень сильный ход, оказавшийся для меня сюрпризом. Не думаю, что соперник придумал его перед партией: скорее я «попал» на идею, которая была приготовлена им для кого-то другого. В общем, я отреагировал не лучшим образом и попал в тяжелую позицию. И то у меня был шанс свести дело к ничьей. … Но Сергей Карякин - это человек, с которым я, наверное, сыграл партий 20. Почти в каждой имел выигранные, как мне казалось, позиции, но не мог ими воспользоваться.
- У вас, кажется, был шанс отыграться во второй партии…
- Сам виноват, что не использовал его. В какой-то момент выигрывал в один ход – и до сих пор не понимаю, что помешало мне этот ход сделать. А потом «посыпался»: моя позиция по-прежнему была значительно лучше, но пришлось играть ее с мыслями о том, что не смог досрочно завершить партию.
- Такое впечатление, что вам не хватило элементарной «физики»…
- Это было бы странно, потому что после каждой партии я отправлялся в тренажерный зал. Бегал, поднимал штангу, плавал каждый день...
- Быть может, «перегорели» из-за повышенных обязательств?
- Возможно. Но изначально у меня была своя «максималистская» стратегия на турнир. Я не хотел играть тай-брейки, потому что было важно иметь лишний выходной, в ходе которого можно сэкономить силы на концовку соревнования. При этом до какого-то момента хотел выиграть каждую партию. Быть может, моя ошибка в том, что я в какой-то момент перестроился и стал довольствоваться фактом прохода в следующий круг. Во второй партии 3-го раунда против Ван Хао при счете 1-0 в мою пользу имел выигранную позицию, но зачем-то перешёл в оборону и чуть не проиграл. С Лазничкой в предыдущем раунде согласился белыми на ничью. Все во мне бунтовало: разве можно идти на мировую белыми. Но ведь ничья давала выход в четвертьфинал, и отказываться никакого резона не было.
- Красивая могла получиться история: азербайджанский финал Кубка мира.
- Конечно, я бы был рад играть в финале с Вугаром Гашимовым. Для развития шахмат в Азербайджане очень важно, чтобы кто-то из наших боролся в этом году за титул. (как мы знаем, надежда Шахрияра не сбылась – прим. редакции)
- На одном из азербайджанских сайтов написали, что кто-то из ваших соотечественников оказался недоволен питанием на Кубке мира…
- Лично я всем доволен. Правда, перед турниром стал вегетарианцем и мало кушал, но, то, что ел было очень вкусным. Мне понравилась гостиница, в которой жил. Там было всё: сауна, бассейн и многое другое. Я очень рад, что такие турниры проходят в Ханты-Мансийске. И с удовольствием сыграю здесь в следующем году на Олимпиаде.
- Что-то удалось посмотреть в городе?
- Это был мой третий турнир в Ханты-Мансийске, так что я уже тут неплохо ориентируюсь. Меня восхищает, насколько быстро меняется этот город. Здесь много красивых зданий, которые сделали бы честь любому мегаполису мира. В этом году старался концентрироваться на шахматах, но все равно выбрал время посидеть в местных ресторанах, в кино сходить…
- Что посмотрели?
- «2012». Фильм настолько понравился, что посмотрел эту картину аж два раза (тут Шахрияр широко улыбнулся).
- Кто из предыдущих соперников вам доставил наибольшие трудности?
- Молодой и очень перспективный китаец Ван Хао был опасным соперником. Думаю, при определенном раскладе, он мог даже выиграть этот турнир. Но с Карякиным мне было сложнее всего.
- Каковы ваши ближайшие шахматные планы?
- Завтра улетаю домой: готовиться к следующему турниру. Нужно настраиваться на нужный лад, отбросить негативные мысли. Предстоит командный чемпионат мира в Турции и очень важно, чтобы наша сборная выступила там как можно лучше.
- Осталась ли надежда побороться за шахматную корону уже в этом цикле?
- Надежда есть, но если не получится, то буду пробовать в следующем. Я сам виноват: мало готовился, «отходил» в какой-то степени от шахмат. Сейчас, когда стал заниматься ими вплотную, очень захотелось на чемпионат мира.
- Давайте поговорим о хорошем - прошедшем командном чемпионате Европы. Кому пришла идея, чтобы вы играли на последней доске?
- Идея пришла мне. Потому что 4-я доска была уязвимым местом в нашей команде. Мы сталкивались с сильнейшими сборными и чувствовали себя не слишком уверенно из-за того, что боялись за результат в «хвосте».
И я сказал нашему капитану Зурабу Азмайпарашвили, что готов решить этот вопрос. Сначала идею восприняли как шутку, но потом Зураб сказал: почему бы и нет? Оказалось, что это решение было неплохим стратегическим ходом.
- Оцените роль Зураба Азмайпарашвили в этой победе.
- Он - наш капитан, тренер. Но, прежде всего, он - наш друг. Ему важно, что мы думаем, у кого какое настроение, проблемы. Не было такого, что мы боялись ему что-то сказать. Он всегда готов выслушать игрока и уважить его мнение. Ещё он прекрасный шахматист. Буду очень рад, если он останется капитаном нашей команды. Мы, быть может, заслуживали этой победы и раньше. Но вот парадокс: все игроки в нашей сборной сильные, а успеха не было. С помощь капитана мы наконец выступили на чемпионате Командой, а не сборищем отдельных игроков.
Рустам Азимов
Фото: Официальный сайт турнира
Для просмотра лучшего вида нажмите на фото