Андрей Пионтковский: «Армения оказалась в глубочайшей изоляции»
Эксклюзивное интервью 1news.az с исполнительным директором Центра стратегических исследований (Россия), научным сотрудником исследовательского центра Hudson Institute (США) Андреем Пионтковским
- Как бы вы охарактеризовали для нашего региона ушедший 2009 год?
- События 2009 года очень заинтересованно обсуждались в Азербайджане, и прежде всего обсуждения касались установления дипломатических отношений между Арменией и Турцией. Я знаю, что в Азербайджане это было воспринято довольно болезненно. Многие даже обвиняли Турцию чуть ли не в предательстве из-за того, что она пошла на этот шаг до каких-либо подвижек в восстановлении территориальной целостности Азербайджана. Также считалось, что, возможно, в какой-то степени это будет способствовать эскалации конфликта, так как резко укрепит позиции Армении. Эта инициатива болезненно и негативно воспринимается в Азербайджане, но мне кажется, что в долгосрочной фазе это позитивный шаг и он сыграет на пользу миру в регионе и на пользу Азербайджану.
Благодаря умной политике руководства страны, Азербайджану удалось, не испортив отношения с Россией и не доведя их до такого уровня, на котором находятся российско-грузинские отношения, в то же время позитивно развивать отношения с Западом в политической и экономической сфере. Что касается Армении, то она оказалась в глубочайшей изоляции, и на сто процентов зависима от Москвы.
Установление дипломатических отношений с Турцией - это прорыв для Армении политической, экономической и психологической блокады. Теперь Армения получает выход на Запад.
- Почему Россия поддерживает открытие армяно-турецкой границы?
- Дело в том, что Москве пришлось сделать хорошую мину при плохой игре. Ведь это не Москва подсказала Еревану, это Ереван решил для себя, понимая, насколько ему невыгодно положение загнанного в угол и изолированного. Тем более что после разрыва российско-грузинских отношений возникли коммуникационные проблемы. Решение Армении о нормализации отношений с Турцией показало самостоятельность президента Саргсяна, и его желание вести собственную игру.
Еще раньше, когда на повестке дня стояла возможность второго этапа грузинской войны, президент Серж Саргсян сделал демонстративный шаг и пригласил Михаила Саакашвили в Ереван, где наградил его высшим орденом Армении. Это был сигнал неповиновения Москве и предупреждение, что на Кавказе союзники Москвы не поймут второго этапа российско-грузинской войны.
И, кроме того, после войны 2008 года отношения между Москвой и Западом обострились, и поэтому она не могла выступить также против установления отношений Армении с Турцией. И поэтому Москва решила показать, что она одна из инициаторов этого процесса. А на самом деле прорыв блокады Армении приведет к тому, что Запад более активно включится на роль посредника в армяно-азербайджанском конфликте.
- Как вы прокомментируете то, что США, которые имеют свои энергетические интересы в Азербайджане, выделяют деньги сепаратистам Нагорного Карабаха?
- Ну, во-первых, не только в США, но и каждому в Азербайджане известно, что армянское лобби в Вашингтоне намного сильнее азербайджанского. К примеру, мой хороший знакомый господин Хафиз Пашаев, в течение 10 лет бывший послом Азербайджана в США, пусть и в одиночку, довольно успешно пытался это давление сдерживать.
Но, тем не менее, армянская диаспора в США все еще сильнее, и это факт, и этот факт нужно воспринимать как реальность. Но мне, все же, кажется, что гораздо важнее интересы громадных нефтяных компаний, которые работают в Азербайджане и приносят в США деньги.
- Можно ли сказать, что позиция администрации Обамы изменилась по отношению к Азербайджану или это та же позиция, которая была при Буше?
- Во-первых, скажу, что даже сама Россия для США это вопрос десятый по важности. Во внешней политике у них есть ключевые вопросы, такие как Афганистан, Пакистан, теперь выясняется, что и Йемен. Поэтому все вопросы, связанные с СНГ и с Азербайджаном, в лучшем случае могут быть в первой десятке интересующих США. Это можно воспринимать по-разному, хорошо или плохо. Я думаю, что это как раз предвещает, что в этом направлении чего-то нового ожидать не стоит. Отношения США с Азербайджаном устоявшиеся. Правда, меня несколько удивляет затянувшееся назначение посла США в Баку. Это, скорее всего, связано с внутренними карьерными интригами внутри госдепартамента.
- Если начнется война в Нагорном Карабахе, какую позицию займут США?
- Прежде всего, я полагаю, что она не начнется. Сейчас у больших держав нет желания поддержать военный путь решения конфликта. Прежде всего, не до этого Москве. Позиция Вашингтона также будет заключаться в том, чтобы предотвратить развитие конфликта в подобном ключе. И если все-таки война начнется, то США будут стремиться остановить ее в первые часы и дни.
Эльшан Рустамов
3916