Гейдар Мирзаев: «Для нашей молодежи важно выработать в себе усидчивость, терпение и умение работать над собой» - ФОТО
Интервью 1news.az с руководителем Кредитного комитета, членом правления Amrahbank Гейдаром Мирзаевым
- …. вижу на вашем столике игрушечный танк. Гейдар муаллим, вы их коллекционируете?
- (смеется) не совсем. Практически все свое свободное от работы время я посвящаю любимому делу – собираю бронетехнику своими руками. Это называется «военно-историческая миниатюра». Приобретаю набор той или иной модели в разобранном виде. Как видите (показывает одну из своих работ), модели сделаны из пластмассы, а на вид даже не скажешь. Над одной такой моделью танка я проработал около 4-х месяцев. Поклейка и раскраска одной детали может занять всю субботу. Это очень кропотливый труд, если учесть еще, что мелочей в этом деле нет (несмотря на «ювелирные» размеры).
Любимым делом я занимаюсь уже много лет. За это время создал 12 моделей бронетехники. После того как модель уже готова, я выставляю фотографии на специализированных форумах, где происходит оценивание моих работ. Для меня это важно. Ведь среди юзеров немало профессионалов, которые во всем этом хорошо разбираются. Мне важно услышать их мнение.
- Почему именно военная техника?
- Меня интересует, все, что связано со Второй мировой войной. Этой тематикой я стал интересоваться неспроста.
Все началось с того, что в мае 1942 года моего деда объявили пропавшим без вести. Все эти десятилетия никто в нашем роду им особо не интересовался. Мне захотелось отыскать какие-то сведения о нем. Через полтора года поисков я узнал, где он похоронен. Это долгая работа – письма в архивы, ожидание ответа по нескольку месяцев, копии документов, запросы в общества поисковиков и «копателей». За то время, пока я его искал, узнал много интересного. Вторая причина, которая способствовала моему интересу, это то, что мне не довелось принести пользу своей Родине в армии (дай Бог, еще доведется) и, наверное, мне как-то хотелось компенсировать это. Интересуюсь всем, что связано с военной историей, покупаю литературу по этой тематике. В последний год сам взялся за написание статей и коротких очерков, в основном об азербайджанцах, участвовавших в Великой Отечественной Войне.
Знаете, эта тема – непочатый край. Приведу пример. Из 396-й азербайджанской стрелковой дивизии, окруженной и уничтоженной на Керченском п-ове в мае 1942 г., выжило всего около 100 человек. А ведь в дивизии РККА могло быть до 8 000 солдат и офицеров! Бригадный комиссар Хавер Велиев вынес знамя дивизии, обернув вокруг собственного тела.
Это увлечение - часть моей личной жизни. Пока я не обзавелся собственной семьей, у меня больше возможностей заниматься любимым делом (улыбается). Дошло даже до того что решил с товарищами поддерживать по возможности единственный вменяемый сайт и форум в Азербайджане, по теме Второй мировой войны – www.savash-az.com
- Ваша нынешняя деятельность – это осознанный выбор или стечение обстоятельств?
- В банковской сфере я работаю уже 12 лет. Моя первая специальность – синхронист-переводчик, и заканчивал я Азербайджанский Государственный университет языков. На последнем курсе обучения мне предложили временную («по контракту») работу переводчика в Международном банке Азербайджана. В то время в декрет уходила переводчица и ее позиция пустовала. Я ее и занял. По соглашению я проработал в этом банке три месяца. Так получилось, что по прошествии некоторого времени меня перевели в Кредитный департамент МБА и…. пошло поехало. Так из переводчика переквалифицировался в банкира. Я не жалею. И до конца жизни буду благодарен своему первому боссу, нынешнему председателю правления МБА Джахангиру Гаджиеву за эту возможность.
Правда, одного гуманитарного образования мне было недостаточно и по совету руководства, мне пришлось поступать на заочное отделение Азербайджанского государственного университета экономики, а позже уже очно получать степень MBА в Шотландии о специальности «Стратегический менеджмент и управление изменениями». Учеба там заняла чуть более года, пришлось брать долгий отпуск с работы.
После МВА был еще Unibank. Если в МБА я стал банкиром, то Unibank сделал из меня еще и менеджера. У этого банка уникальная, очень специфичная, агрессивная и настроенная на продажи корпоративная культура… Говорят, даже на островах Тристан да Кунья вы сможете узнать человека, проработавшего в этом банке (смеется)… Так что три года там не прошли для меня даром.
- Здесь вы сравнительно недавно. Как работается?
- Здесь я имею возможность реализовать свои идеи. Тут собралась прекрасная команда во главе с Эмилем Мамедовым, председателем правления «Amrahbank», с которым мы давно были знакомы - еще в МБА, где вместе работали.
За последний год в нашем банке произошли заметные перемены: нам удалось тотально перестроить свою филиальную сеть, сменить имидж банка, провести успешный ребрендинг, запустить интернет-сайт, а главное – создать дееспособную систему корпоративного управления… Благо, акционеры высоко ценят сделанную до сих пор работу, и это главное. В конце концов, предназначение менеджера – создавать, приумножать и оберегать прибыль своих акционеров.
Менеджерский состав также обновляется.
- А по специальности работать не хотите?
- В будущем мне хотелось бы заняться общественной деятельностью. Я чувствую, что ближе к 40 годам, когда я почувствую, что уже самореализовался в банковской сфере и представляю собою цельную личность, то посвящу себя другой деятельности, менее коммерческой, но более патриотичной.
- В детстве кем мечтали стать?
- Не поверите! Хирургом-онкологом (смеется). Мои родители - кандидаты биологических наук. С детства зачитывался книжками со страшными медицинскими названиями, что были дома (смеется). Но родители были против этого, причем категорически, формула была такая: врачом – за, хирургом – под вопросом, хирургом-онкологом – ни за что! Отец долгие годы преподавал в Азербайджанском государственном медицинском университете. Однажды, когда я учился в 8-м классе, мне удалось побывать со студентами-практикантами в Республиканском Онкологическом Центре. Спустя два часа пребывания там я уже не хотел быть врачом вообще, не то что хирургом или хирургом-онкологом.
А интерес к гуманитарным наукам мне привил мой репетитор по истории Валерий Дмитриевич, который готовил меня к вступительным экзаменам в 10-м и 11-м классах, сам он был учителем истории в средней школе № 203 Сабаильского р-на. Сдав тестовые экзамены, я поступил сразу в три ВУЗа – выбор был и я решил стать переводчиком-синхронистом. Если мне не изменяет память, остальными моими «опциями» были «международные отношения» в БГУ и «государственное и муниципальное управление» в Bakı Qafqaz Universiteti.
- Много у вас друзей?
- Есть друзья, но их немного. Мне не с каждым человеком бывает интересно общаться. Считаю, что в каждом человеке должна быть какая-то наполненность, одухотворенность.
- Насколько легко приспосабливаетесь к меняющимся обстоятельствам?
- Я довольно гибко реагирую на любые изменения. Стараюсь вести себя так, как требует того та или иная ситуация. Иногда по долгу службы приходится действовать каким-то определенным образом, но не факт, что тебе хочется так себя вести. Я не думаю, что бывает менеджеры и руководители, которые не могли бы принимать соответствующий настрой в каждом конкретном случае. Наверное, искусство менеджмента имеет много общего с артистическим искусством.
- Как вы считаете, насколько важно обладать лидерскими качествами, чтобы уметь руководить?
- Лидер – это не то, как человек сам себя воспринимает, а то, как его видят окружающие. Лидера должны принять, признать, он не может быть лидером сам по себе. А для этого его должны уважать, любить и бояться. В зависимости от зрелости общества и коллектива, последовательность элементов «любовь» и «страх» может меняться (смеется)… Но элемент «уважение» всегда должен быть на первом месте.
- Как у вас построены взаимоотношения с коллегами, подчиненными?
- Все зависит от ситуации. Где-то требуется компромисс, где-то наоборот -жесткость. Как говорят, цель оправдывает средства.
- Вас устраивает темп вашей жизни?
- Мне иногда кажется, что я куда-то тороплюсь, правда, сам не знаю куда (смеется). Иногда я думаю, что мог бы добиться большего, но в то же время я ни о чем не жалею. Для меня главное идти к своей цели. Любить свое дело, получать удовольствие от работы, а материальная сторона сама собой образуется. Не стоит ставить деньги – как цель. Все-таки я считаю, что сознание определяет бытие, а не наоборот. Билл Гейтс не ставил своей целью стать миллиардером – его целью было создание самой удобной в мире операционной системы для ПК. В тот момент, когда он добился своей цели, он обнаружил, что стал миллиардером.
- Раз речь зашла о деньгах. Что значат для вас деньги как категория?
- Это средство поддержания моего «Я». Я трачу, признаю. Наверное, мне нужна хорошая супруга, которая ведала бы моими финансовыми делами. Еще я шопоголик. Мне приносит удовольствие ходить по магазинам, но в отличие от дам, я всегда знаю, что конкретно хочу купить и планы покупок делаю дома, а не непосредственно в торговом центре (смеется)…
Духовные потребности для меня значат больше, чем материальные. Но свой внутренний мир я могу обогатить тоже с помощью тех же денег, например, купить интересную книжку. Вообще для меня – книга лучший подарок.
- Легко ли в Азербайджане зарабатывать деньги?
- Сложно. У нас сложно не только зарабатывать деньги. Азербайджан, как независимое государство, как система, еще очень молод. Мы очень многого еще не знаем. Институты и устоявшиеся всеми принятые «правила игры», необходимые для стабильного долгосрочного развития, у нас определились только сейчас. Поэтому мне не нравится, что при обсуждении достижений страны некоторые люди начинают именно с негативных факторов. Плохое есть везде. А нам приходится за 15 лет семимильными шагами идти в ногу со странами, которые уже по 300, по 100, по 50 лет независимы, состоялись. Если 15-летнему подростку постоянно говорить, что он «плохой», он «плохим» и вырастет. Этот пример работает и в отношении государства.
Первое – у нас есть стабильность и сильная, энергичная центральная власть, второе – мы развиваемся, третье – у нашего государства есть деньги. Это главное. А того, чего наша страна добилась за первые 15 лет своего существования, вполне достаточно, чтобы назвать нас состоявшимся региональным лидером. Сейчас вырисовывается то направление, в котором наша страна движется, и оно меня сильно воодушевляет.
- Какими качествами нужно обладать, чтобы суметь добиться поставленной цели?
- Для нашей молодежи важно выработать в себе усидчивость, терпение, усердие и умение работать над собой. Нужно относиться к себе, как к самурайскому мечу. Его изготавливают на протяжении 25 лет, начинает работать отец, заканчивает сын. Нужно оттачивать свои знания, мастерство. Если вы ставите перед собой цель, идите к ней, даже если сейчас она для кого-то может выглядеть смешной. Это не должно заставлять вас отказываться от своей идеи.
Должна быть минимум одна вещь, в которой вы будете «богом». Если вы что-то умеете, вы никогда не пропадете. Будьте мастером своего дела – и вы даже в черный день заработаете свой кусок хлеба.
- Вы обычно принимаете решение сами или советуетесь с кем-то?
- Бывают такие моменты, когда решение нужно принимать самому. Иногда прислушиваюсь к своему голосу. Это происходит тогда, когда я чувствую, что правильность решения в данном случае в первую очередь зависит от скорости его принятия. И я могу пойти на риск, взять на себя инициативу и ответственность. Помню, во время учебы МВА в Абердине, в Шотландии, первыми словами после приветствия на первой лекции, которые я услышал, были: «Запомните, господа, нет правильных и неправильных решений. Есть несвоевременные решения, ибо любое решение всегда лучше отсутствия такового. Соответственно, важен временной контекст».
Но есть такие решения, которые желательно обсудить с другими в группе. Во-первых, два глаза хорошо, четыре лучше, а восемь глаз – это уже «комитет» (смеется). Во-вторых, это снижает уровень личной ответственности, особенно при сложных, многогранных вопросах, и это поощряет более конструктивную дискуссию и эффективность принятого решения. В-третьих, если есть время, и вопрос достаточно сложен, то вы никогда не проиграете, если обсудите вопрос с коллегами, знающими дело – всегда всплывет вопрос, которого вы не заметили. Возникает второй важный аспект – команда, в которой вы находитесь, и уровень экспертов… Решения принимают люди, поэтому люди – самое важное.
Стыдно не спрашивать. Стыдно сидеть 10 лет спустя одиноко в чайхане и жалеть, пыхтя сигаретой, «как жалко, что я не посоветовался»…
- Как вы обычно поступаете: воздерживаетесь от разглашения своих целей и планов до их полной реализации или говорите о них?
- Я никогда не скрываю от близких людей, что мной движет. На работе я также ставлю в известность о своих планах. Я достаточно прозрачный человек, но раскрываюсь нелегко, и не со всеми. Замечаю, что с годами моя замкнутость увеличивается, наверное, лучше узнаю людей.
- Кажется, вас так устраивает, раз вы не пытаетесь что-то изменить?
- Может быть (улыбается). Мне так спокойнее. Мне лучше не подружиться с человеком и потерять его как друга на стадии знакомства, чем потерять его потом.
- С каким животным вы себя ассоциируете?
- (задумался). Наверное, со львом. Я по гороскопу «Лев» и это животное мне близко по духу.
- Что бы вы посоветовали молодым и амбициозным банковским специалистам?
- Чтобы добиться успеха в банковской сфере, нужно быть очень ответственным и терпеливым. Как и в любом деле. Хороший банкир созревает долго. А специфика в том, что банки работают с чужими деньгами и нужно всегда помнить об этом. Самое важное в нашем деле - это репутация. Банкир без репутации уже не банкир.
- Из всего сказанного, что можно вынести в качестве вашей Формулы успеха?
- Моя формула успеха – это мой любимый афоризм Эпиктета: «Твоя задача – хорошо исполнить свою роль. Выбор же роли - задача другого».
Р. Ашрафли
Фото: Adil H.
Для просмотра лучшего вида нажмите на фото
9638