Мубариз Гурбанлы: «Азербайджан на уровне парламента признал события в Ходжалы геноцидом»
Интервью 1news.az с заместителем исполнительного секретариата правящей Партии новый Азербайджан Мубаризом Гурбанлы
- На днях новый действующий председатель ОБСЕ министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев совершил визит в Азербайджан и на проведенной пресс-конференции заявил, что нынешний год станет переломным в процессе урегулирования карабахского конфликта. По-вашему, приведет ли поездка нынешнего председателя ОБСЕ в регион и в Азербайджан к позитивным сдвигам в Карабахском процессе?
- Председательство в ОБСЕ такой дружественной и братской для нас страны, как Казахстан, имеет для Азербайджана исключительное значение. В то же время, если подойти реалистично, я не думаю, что в период председательства Казахстана в ОБСЕ следует ожидать какого-то прорыва на переговорах по карабахскому конфликту. Как известно, переговоры идут под контролем не председателя, а Минской группы (МГ) ОБСЕ, и страны-сопредседатели МГ являются постоянными членами СБ ООН с правом вето. Учитывая это, поездка в регион действующего председателя ОБСЕ, полномочия которого продолжаются в пределах одного года, не может иметь других результатов, кроме ознакомления с обстановкой и заявления по проблеме. Такие поездки могут дать определенный импульс переговорному процессу, но возможности влияния страны-председателя на конкретную проблему не столь велики. Казахстан признает территориальную целостность Азербайджана и голосовал в его пользу в рамках Организации Исламской конференции, президент этой страны Нурсултан Назарбаев еще в 1991 году вместе с президентом России Б.Ельциным сделал попытку к посредничеству в армяно-азербайджанском конфликте. Сегодня, когда Казахстан является председателем ОБСЕ, мы можем рассчитывать лишь на его объективность и беспристрастность в этой проблеме.
- А что в таком случае побудило действующего председателя ОБСЕ сделать столь оптимистичные заявления?
- И прежде действующие сопредседатели ОБСЕ делали оптимистичные заявления на период своих полномочий, и нынешнее заявление следует расценить как дань дипломатическому этикету. Как я уже отметил, процесс урегулирования карабахского конфликта находится под контролем куда более могущественных держав и кругов. Конфликт может быть урегулирован в течение месяца – при условии, если все сопредседатели Минской группы, т.е. США, Россия и Франция совместно окажут давление на Армению. Увы, пока этого нет.
- Как вы считаете, в каком русле развиваются события вокруг армяно-азербайджанского конфликта? Стоит ли ожидать какого-то прогресса, по крайней мере, в конце нынешнего, или начале будущего года?
- То, что переговоры ведутся, факт позитивный. В последнее время этот процесс принял более активный характер, карабахская проблема приобрела дополнительную актуальность в связи с темой открытия турецко-армянской границы. Не случайно обе эти проблемы были рассмотрены на недавней встрече в Дохе между государственным секретарем США Х.Клинтон и премьер-министром Турции Р.Т.Эрдоганом. Этот факт свидетельствует о пристальном внимании, уделяемом указанным проблемам во внешней политике США.
Сегодня активизация процессов вокруг карабахской проблемы ощущается в Москве, Париже, Вашингтоне, Анкаре, Тегеране. Это хорошо, ибо мы, будучи правой стороной в этом конфликте, заинтересованы в сохранении проблемы в повестке дня. Хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день Арменией оккупировано 17 тыс. квадратных километров азербайджанской территории, и это не только Карабах, а и ряд пограничных участков в пределах Газахского района и в Нахчыванской Автономной Республике. Агрессор должен получить отпор и подвергнуться надлежащим санкциям. В этом случае и возможен прорыв в урегулировании конфликта. Процессы могут измениться, но предсказать такие изменения мы не можем. Пока же есть основание сказать, что в 2010-м году переговоры активизируются, поскольку на Кавказе вновь развертывается большая геополитическая игра, и Карабаху в этой игре принадлежит не последняя роль.
Азербайджан проводит гибкую, решительную, прагматичную и наступательную дипломатию, открывающую перед нашей внешней политикой новые горизонты, включая и пути принудить противника пойти на компромисс, используя экономические рычаги. Но, как я уже сказал, армяно-азербайджанский конфликт контролируется могущественными силами, решающую роль здесь играют различные интересы, их переплетение. Но возможности мирного урегулирования остаются, и наше экономическое усиление означает ослабление противоположной стороны, означает новые возможности для справедливого урегулирования. Нынешние тенденции позволяют сказать, что рано или поздно вопрос решится справедливо.
- Приближается 18-я годовщина геноцида в Ходжалы. В парламенте Азербайджана ставится вопрос официального признания этой трагедии в качестве геноцида…
- Азербайджан на уровне парламента уже признал события в Ходжалы геноцидом. Еще 24 февраля 1994 года по инициативе общенационального лидера Гейдара Алиева было принято соответствующее постановление.
- На первом заседании весенней сессии Милли меджлиса вы выступили о необходимости принятия специального закона об оккупированных территориях. Есть ли у вас на руках такой законопроект? И что может нам дать принятие подобного закона?
- Такого рода законы приняты в ряде стран, также подвергшихся оккупации, с целью противодействовать приходу на оккупированные земли зарубежного капитала, а также подчеркнуть правовые последствия оккупации. Хотя приходится слышать возражения против этой инициативы, я остаюсь при своем мнении. Надеюсь, что наступит день, когда парламент рассмотрит соответствующий законопроект.
Кямиль Хамзаоглу
3514