Эльчин Зейналов: «Baselworld - это всемирный перекресток рынка роскоши»
Интервью 1news.az с генеральным директором компании ItalDizain Эльчином Зейналовым
18 марта 2010 года в 93-й раз открылась крупнейшая в мире часовая и ювелирная выставка-ярмарка в швейцарском городе Базель. Последние семь лет она носит гордое название «Baselworld», подчеркивающее ведущее положение этого мероприятия в мире производства предметов роскоши. В этом году в Базель съехались представители 1915 компаний из 45 стран. «Baselworld» открывает свои двери как транснациональным, так и небольшим независимым компаниям”, заявила Сильва Риттер, управляющий директор «Baselworld». По мнению экспертов, производители, розничные торговцы и клиенты со всего мира делают эту швейцарскую ярмарку настоящим барометром для часовой и ювелирной промышленности. Что показывает этот барометр, какими новинками блеснула «Baselworld» в 2010 году, нам рассказал генеральный директор компании ItalDizain Эльчин Зейналов.
- Эльчин муаллим, как мне известно, злополучный мировой финансовый кризис сотряс и индустрию роскоши, одним из индикаторов которой много лет является базельская выставка. Какими экономическими тенденциями можно охарактеризовать 2010 год, и чем он отличается от года предыдущего?
- Да, кризис в прошлом году нанес сильный удар по отрасли. К примеру, экспорт знаменитых швейцарских часов упал на 22 процента. В индустрии были сокращены 10 тысяч рабочих мест. Однако к концу 2009 года уже наметились позитивные подвижки и уже в начале текущего года в мире наметился рост спроса на часы. Жан-Даниэль Паше, президент Швейцарской ассоциации производителей часов, заявил, что экспортные показатели заметно улучшаются. В частности значительно вырос экспорт в Китай и Гонконг, а ведь восстановление активности платежеспособных потребителей начинается с Азии, об этом говорят многие экономисты. Словом, прогресс налицо, хотя, конечно, об уровне докризисного 2008 года еще говорить не приходится.
- А как пережил трудные времена рынок драгоценностей?
- Нельзя сказать, что кризис значительно снизил цены на алмазы и бриллианты. В начале кризиса они, правда, упали с рекордного уровня 2008 года, но к ноябрю 2009-го цены на алмазы снова выросли. И будут расти. Это прогнозирует одна из крупнейших алмазных компаний GemDiamonds, ведущая добычу в Австралии и в Южной Африке. Вместе с тем прошлый год было нелегко пережить многим известным ювелирным компаниям. В частности, в 2009 году знаменитый женевский ювелирный дом De Grisogono продал 40 процентов своих акций анонимной группе инвесторов - для блага марки в условиях кризиса. Основатель марки Фаваз Груози сказал, что вливание капитала помогло предприятию существовать и развиваться в сложных экономических условиях.
Аналитики считают, что вообще рынок драгоценностей стабилизировало вливание инвестиций в алмазный бизнес. А Груози, кстати, еще в прошлом году сказал, что экономит на пиаре, на рекламе, но никогда не экономит драгоценных камнях. «Чем они уникальнее, тем больше ценятся». Действительно, бриллианты – разумеется, отборные, сертифицированные - одни из самых консервативных и надежных инвестиционных инструментов. А ювелирные украшения, в состав которых входят бриллианты или другие драгоценные камни ценны тем более. Особенно, если это украшения с историей, с именем. Деньги дешевеют, а такие украшения в цене только растут.
Словом, участники мировой ювелирной индустрии не без оснований надеются на рост продаж в этом году. Например, индийский павильон на Baselworld 2010 по сравнению с прошлым годом изрядно увеличился. А индийцы – серьезные игроки на рынке драгоценностей.
- Какие характерные особенности выставки этого года вы бы могли отметить?
- Прежде всего, конечно, настроение экспонентов. Уже все не так уныло, как в прошлом году. На лицах больше улыбок, в глазах больше оптимизма. Это значит, больше заказов, больше контрактов. Стали возвращаться многие прежние покупатели, в частности американцы, россияне. Вообще чисто визуально – в этом году посетителей было больше, чем в прошлом. Многие часовые марки за время кризиса сумели поднапрячься и добиться впечатляющих результатов – открыли для себя новые рынки, и даже порой нарастили темпы продаж. Словом, девиз выставки - «Яркий свет выздоровления» - в целом оправдан.
- Дорого ли попасть на выставку?
- Просто посетителям единовременный вход обходился в 60 франков. А вот участие в Базеле стоит значительно дороже – небольшой стенд обходится в 20-50 тысяч евро. И люди, прежде чем потратить их, хорошо думают, стоит ли игра свеч. Некоторые компании с целью сокращения издержек делили стенды между собой.
- Увы, не у каждого из наших читателей была возможность пройтись по залам знаменитой выставки. На какие новинки Базеля обратили внимание лично вы?
- Ну возьмем хотя бы проект Opus от Harry Winston. Эта марка удивляет меня каждый год.
Каждый год они придумывают нечто, что отходит от традиционных часов, оставаясь в рамках механических пределов. Так, Opus X - это часы, в которых весь дисплей времени находится на вращающемся фоне. Дисплеи для часов, минут и секунд расположены на отдельных, небольших, постоянно в движущихся циферблатах, при этом сохраняется их синхронизация. Объяснить это не так просто. Это надо видеть. Механизм был сконструирован в сотрудничестве со знаменитым Жаном-Франсуа Можоном.
А марка Perrelet представила автоматически женские часики Prestige Edition линии Diamond Flower, объединяющие ювелирное изделие и часовые технологии. Чудо технологий - двойной ротор, видный и спереди, и сзади, - дополняется чудом искусства - цветами лотоса, выполненными из семи драгоценных камней.
Zenith в этом году произвел сенсацию, отказавшись от экспериментов прошлого руководителя марки Тьерри Натафа. Из Chopard в Zenith пришел Жан-Фредерик Дюфур и круто перестроил работу бренда: значительно уменьшил число линий и отдал предпочтение классике. Как результат - серия ультратонких часов и революционный хронограф El Primero Foudroyante, стрелка которого способна отмерять десятые доли секунды.
- Насколько я знаю, высокое часовое искусство подразумевает не только изощренные технологии, но порой и совершенно новые материалы…
- Совершенно верно. Часовщики идут нога в ногу с конструкторами из других областей. Они умудряются отслеживать авиационные, космические и, наверно, даже военные разработки. И как результат - невероятные технические преимущества. Один из самых прогрессивных материалов в современном часовом искусстве - кремний, ставший на протяжении последних лет очень популярным. Ведь кремний в три раза легче стали, и на 60 процентов ее прочнее, он стоек к коррозии и немагнитен. Кремний имеет очень гладкую поверхность, поэтому эти части не требуют смазки. Из кремния получаются отличные шестеренки, анкерные колеса, спусковые рычаги. Как, например, в часах L.U.C Tech Twist от Chopard. А корпус турбийона в L.U.C Tech Twist сделан из сверхлегкого алюминия весом чуть менее 0,4 граммов, на треть легче, чем аналогичные корпуса из стали. Механизм также завораживает: некоторые компоненты имеют черное PVD-покрытие для контрастности с полированными металлическими деталями. Получается очень эффектно.
Увлекается оригинальными материалами и Rolex: корпуса и браслеты из ролесора (сплав золота со сталью) или стилинокса (особый сорт стали), покрытие ободка из керахрома (керамоподобная эмаль), вместо обычной люминесцентной краски — собственная хромолайт. А конструкторы Harry Winston уже несколько лет работают с весьма экстравагантным металлом под названием цалий. Это устойчивый к коррозии, гипоаллергенный и ультра-легкий сплав циркония, который часто используется в авиационно-космической технике. В часовом мире он используется только у Harry Winston – к примеру, в "Проекте Z": чисто спортивные часах с особым дизайном корпуса. Там циферблат состоит из 18 элементов, перекрывающих друг друга.
- Вы упомянули Фаваза Груози. Какие новые часы представила знаменитая DeGrisogono?
- К десятой годовщине открытия собственного часового производства DeGrisogonoразработала новую линию часов. В 2000 году, как вы знаете, были часы под названием Instrumento N°Uno. В этом году они создали самый дорогой Instrumento N°Uno - уникальное изделие с бриллиантами багет. Еще DeGrisogonoпредставила две различные линии Uno, а также хронограф под названием Grande.
- Но, конечно, DeGrisiogonoэто еще и непременные ювелирные шедевры...
- Как говорит Фаваз Груози, «люди должны прийти и посмотреть. Это гораздо лучше, чем описывать ювелирные творения». Они создали пять коллекций, каждая из которых весьма своеобразна. В частности они впервые использовали для ювелирных изделий древесину, - конечно, в сочетании с золотом и бриллиантами.
- Груози известен, как горячий поклонник слабого пола. Он еще не начал создавать коллекции для мужчин?
- (улыбается) Нет. И категорически не собирается. Он говорит, что единственные ювелирные изделия, которые должен носить мужчина - это часы и запонки.
- Супруга Фаваза Груози Каролина, если не ошибаюсь, возглавляет ювелирный дом Chopard. Что она в свою очередь предлагает в 2010 году?
- В 2010 году Chopardпразднует 150-летнюю годовщину. По этому поводу они создали огромную коллекцию «Животный мир» - настоящий ювелирный зверинец, состоящий из 150 животных, больших и маленьких. Каролина Груози-Шойфеле рассказала, что идея своеобразного Ноева ковчега пришла ей в голову во время бессонной ночи в прошлом году, когда ее взгляд упал намягких игрушечных зверей - обезьяну и кролика, которых она всегда берет с собой в поездки. Вот, можно сказать, что они и подсказали ей идею игрушечного зоопарка. И теперь коллекция, состоящаяиз изысканных кошек, волков, бегемотов, жирафов, морских коньков, попугаев и так далее, до конца года будет путешествовать по миру. И лишь потом пойдет на продажу. Клиентам, желающим приобрести изделия из «Животного мира» придется ждать до конца года, чтобы их получить. Например, Элтон Джон уже купил черного алмазного волка, воющего на жемчужную Луну и даже надел эту подвеску на церемонии вручения «Оскара», но в полное владение получит ее примерно в декабре.
Кстати дизайнеры ювелирного дома Carrera у Carrera тоже доказали свою любовь к животным. Они разработали новую современную интерпретацию с использованием четких форм и продуманных сочетаний материалов, в том числе белого золота с бриллиантами и перламутром.
Еще одна тенденция сезона – морская.Голубые и зеленые цвета полудрагоценных камней, таких как аметист и цаворит, а также черный опал - абсолютные тренды этого сезона. De Grisogono сделали кольцо с бассейном рыбок, Pasquale Bruni - серьги-рыбки, ну а в «Животном мире» от Chopard, конечно, есть и обитатели мира подводного.
А вот в «Harry Winston» сделали ставку не на флору и фауну, а на город. В Базель компания привезла нью-йоркскую коллекцию с «энергией города».
- Какая из встреч в Базеле вам еще запомнилась?
- Встреча с главой дома Swarovski Робертом Бухбауэром. Вы знаете, несмотря на солидный возраст марки (свыше ста лет), Swarovski только в прошлом году приняла участие в «Baselworld», хотя выпускала свою часовую линию уже давно.
- Риcкнули в разгар кризиса?
- Да, и не прогадали. Они работали над своей коллекцией из 45 часов три года и получили положительные отзывы от розничной торговли и широкой общественности.
- Это женские часы?
- Да, это часы для многогранных женщин, которые могут носить классические вещи в офисе, модные вещи, когда они выходят в свет и очень смелые вещи для конкретных случаев. Swarovski старается угодить людям различных профилей, возрастов и вкусов.
- Приход Swarovski на Baselworld мне кажется весьма показательным. Цены и товары становятся более демократичными…
- Baselworld предлагает часы для самых разных слоев общества. Есть и часы за миллион, есть и намного дешевле, что, разумеется, не значит «хуже». Те же Swarovski предлагают, как они говорят, «высокое качество и творчество по разумной цене», - как с часами, так и с коллекциями ювелирных изделий.
- Чем стал Baselworld лично для вас?
- Выставка в Базеле – прекрасный инструмент для предпринимателя, работающего в люксовом сегменте. Это такой всемирный перекресток, где встречаются производители и продавцы, владельцы часовых мануфактур и ювелирных фабрик.
Если хочешь быть в курсе самых свежих тенденций, ювелирных и часовых новостей, если хочешь провести десяток важных переговоров за день, тебе нужно обязательно отправляться в Базель. Baselworld– своеобразный барометр рынка роскоши и, если умело им пользоваться, то можно добиться многого. Я стараюсь бывать на каждой базельской выставке и еще ни разу не возвращался оттуда разочарованным.
В.Сапунов