«Иранский узел» или очередной каприз Вашингтона - АНАЛИТИКА | 1news.az | Новости
Точка зрения

«Иранский узел» или очередной каприз Вашингтона - АНАЛИТИКА

12:28 - 28 / 05 / 2010
«Иранский узел» или очередной каприз Вашингтона - АНАЛИТИКА

На прошлой неделе в иранском ядерном вопросе появился уникальный шанс для положительного решения.

Причем эта возможность была получена не благодаря деятельности «шестерки» (постоянные члены СБ ООН и Германия), которая за долгое время отличилась только топтанием на месте, а в результате уникальных дипломатических усилий со стороны Турции и Бразилии.

17-го мая после 18-и часовых напряженных переговоров с участием глав внешнеполитических ведомств Ирана, Турции и Бразилии, Тегеран дал свое согласие на передачу Турции на хранение 1,2 тонны низкообогащенного урана. В обмен Тегеран получит 120 кг обогащенного урана для своего научно-исследовательского реактора. Это соглашение практически повторяет прошлогодний план МАГАТЭ по решению иранской ядерной программы. Однако из-за тогдашнего отказа Ирана, этот план так и остался на бумаге.

Основой подписанного в Тегеране соглашения стало предложение Бразилии, которая еще в марте предложила МАГАТЭ обменивать иранскую урановую руду на обогащенный за рубежом уран через третью «надежную страну-депозитарий».

По словам, главы МИД Бразилии Селсу Аморим Иран не доверяет некоторым странам, а ряд стран не доверяют Ирану. Поэтому, единственный способ разрешить ситуацию состоит в том, чтобы поступить, как это делают при частных транзакциях привлечь надежного депозитария, в роли которого может выступить третья страна. Достигнутое соглашение доказывает, что Тегеран этого надежного партнера нашел в лице Анкары.

Чтобы официально оформить долгожданный прорыв, премьер-министр Турции Р.Т.Эрдоган, несмотря на плотный график, срочно прилетел в Тегеран. Между ним и президентами Ирана М.Ахмединежадом и Бразилии Лула да Силва всю ночь за закрытыми дверями продолжались обсуждения, в которых утрясались последние детали документа. А на следующий день было подписано трехстороннее соглашение, которое открыло обнадеживающую страницу в ядерном досье Ирана.

Можно было подумать, что остается только поприветствовать появившуюся возможность и аплодировать успешному завершению совместной дипломатической миссии Анкары и Бразилии. При этом особых похвал заслуживает турецкая сторона. Именно, благодаря неимоверным усилиям Анкары взаимоотношения Турции и Ирана перешли на новый качественный уровень, что, в конечном итоге, дали свои положительные плоды в данном вопросе. Действительно, прорыв во многом удалось достичь благодаря уникальным доверительным отношениям, которые сложились между лидерами Ирана и Турции.

Склонить Тегеран к принятию окончательного решения могли личные гарантии Р.Т. Эрдогана, заверившего президента Ирана М.Ахмадинежада, что в случае возникновения нештатной ситуации Турция незамедлительно вернет обогащенный уран.

Но, к сожалению, оптимистические настроения по поводу подписанного соглашения немедленно были дезавуированы. Испортила всем приятное настроение госсекретарь США Хилари Клинтон. Во время обсуждения в Конгрессе США нового договора об СНВ, подписанного между Вашингтоном и Москвой, Х.Клинтон в своем выступлении взяла под сомнение трехстороннее Тегеранское соглашение. По ее убеждению, несмотря на положительный итог дипломатических усилий Турции и Бразилии, применение более жестких санкций против Ирана остается на повестке дня. Потому, что иранская ядерная программа угрожает не только США, но и всему миру, и тем самым, Тегеран открыто попирает все нормы международного права, и давно настало время применить жесткие санкции против Ирана.

По ее утверждению, уже получены принципиальные согласия России и Китая по данному вопросу. Исходя из этого, Белый Дом уверен, что у Тегерана не остается иного выхода, как капитулировать.

Интересно, чем объясняется такое скептическое отношение Вашингтона к дипломатическим успехам Турции и Бразилии? Тогда, как многолетние усилия «шестерки» по иранской ядерной программе, иначе как провальными не назовешь. По мнению Вашингтона, дьявол скрывается в деталях соглашения.

Во-первых, дело в том, что число 1,2 тонны низкообогащенного урана родилось осенью 2009 года, когда все запасы Ирана оценивались в 1,5 тонны. С тех пор работы по обогащению урана не прекращались. Так что теперь Иран располагает, по оценкам экспертов, более чем 2 тоннами подобного сырья, и объем в 1,2 тонны, подлежащих вывозу, явно требует корректировки.

Во-вторых, в соглашении не зафиксировано положение о том, что Иран однозначно отказывается от намерений в дальнейшем заниматься обогащением урана и владения ядерным потенциалом.

В-третьих, есть подозрение, что в Иране существуют тайные объекты по обогащению урана, о которых скрывается информация от МАГАТЭ.

И наконец, Тегеран официально не проинформировал МАГАТЭ о своем согласии.

Но, последний аргумент Тегеран уже нейтрализовал, направив официальное письмо лично генеральному директору МАГАТЭ.

Тем не менее, Вашингтон намерен отстаивать собственную позицию. И проект новых жестких санкций против Ирана уже представлен всем 15-и членам СБ ООН.

Несмотря на бодрые заявления Белого Дома о том, что Россия и Китай согласны предложениями Вашингтона, судя по всему, обсуждение проекта обещает быть жарким.

Начнем с позиции Москвы. Это, в первую очередь, будет зависеть от результата обсуждения договора об СНВ в американском Конгрессе. Большинство республиканцев против ратификации этого договора, считая, что он противоречит планам Вашингтона в дальнейшем разместить в некоторых Восточно-Европейских странах американские системы ПРО. С другой стороны, они убеждены в том, что Белый Дом пошел на неоправданные уступки Москве, ради получения согласия на санкции к Ирану. Администрация Белого Дома недавно отменила санкции против российского государственного агентства по экспорту вооружений («Росвооружение») и трех других предприятий, которые ранее обвинялись в передаче стратегических технологий или вооружений Ирану.

США также заявили, что хотя резолюция ООН наложит запрет на продажу Ирану многочисленных видов оружия, она не помешает Москве завершить сделку по продаже Тегерану зенитных батарей С-300 в рамках приостановленного, но не аннулированного контракта.

Интересно, что высокотехнологичная система может помочь Ирану сбивать американские или израильские боевые самолеты, если те попытаются разбомбить его ядерные объекты. Эти шаги вызвали свежий шквал критики от законодателей и экспертов по национальной безопасности, заявивших, что администрация Белого Дома отдает слишком много и получает слишком мало в ответ. Поэтому, ратификация договора по СНВ в американском Конгрессе видится проблематичной.

Если, администрации Б.Обамы не удастся сломить сопротивление в Конгрессе, позиция Москвы в иранском вопросе может измениться на 180 градусов.

В позиции Китая также немало неясностей. Горячо поддержав Тегеранское соглашение, Пекин выразил надежду на то, что это будет способствовать мирному решению иранского ядерного вопроса. Как полагают эксперты, заявление Пекина фактически означает его отказ от дальнейшего обсуждения темы ужесточения санкций против Ирана, на чем настаивают США. Кроме того, Иран является основным поставщиком сырой нефти для растущей китайской экономики в прошлом году на долю Тегерана пришлось 11,4% потребленной Китаем сырой нефти. В последние годы товарооборот между КНР и Ираном стабильно растет и в 2009 году составил более $20 млрд.

Следует ожидать и резкого сопротивления Турции и Бразилии, которые ныне являются непостоянными членами СБ ООН, и оказались в неказистом положении по милости Вашингтона.

Представитель Бразилии в ООН Мария-Луиса Рибейро Виотти уже заявила, что ее страна не будет принимать участие в обсуждении проекта резолюции в отношении Ирана, так как сложилась новая ситуация. А премьер-министр Турции Р.Т.Эрдоган подверг резкой критике Соединенные Штаты за их стремление к введению санкций. Свое возмущение и недоумение в связи с алогичной позицией Вашингтона выразил также опытный дипломат, министр иностранных дел Турции А.Давудоглу.

По мнению маститых экспертов, если даже санкции будут приняты, они не приведут к желаемому результату, т.е. к полной капитуляции Тегерана. Проект санкций предлагает ограничить деятельность иранских банков за рубежом, если они подозреваются в помощи иранской ядерной или военной программе. В частности, речь идет о запрете на открытие их новых отделений. Особое внимание документ призывает уделять иранским банкам и компаниям, связанным с влиятельным Корпусом стражей исламской революции. Так, счета и активы некоторых сотрудников подобных фирм будут заморожены, а свободное перемещение за рубежом ограничено.

Кроме того, документ подразумевает введение эмбарго на поставки в Иран тяжелой военной техники, в том числе танков, бронемашин, кораблей, а также ракетных систем. Причем проект дает право государствам на своей территории досматривать иранские корабли и самолеты, если есть подозрение, что они перевозят подпадающую под санкции продукцию или груз, имеющий отношение к ракетной или ядерной отрасли. Всем странам запрещено давать Ирану разрешение на инвестирование средств в предприятия по ядерному обогащению, в урановые рудники и прочие объекты, имеющие отношение к ядерной сфере.

Эта мера направлена на предотвращение сотрудничества Ирана с Венесуэлой и Зимбабве, а также с некоторыми европейскими компаниями, о которых ходит много слухов. Но, есть сведения о том, что США не удалось урегулировать последние вопросы с Россией по поводу продажи Ирану обычных, то есть, неядерных вооружений, а также с Китаем по поводу инвестиций в иранскую энергетику. Самое главное, санкции не затрагивают нефте-газовый сектор Ирана, который является основным источником дохода исламской республики. И, вряд ли, при такой постановке вопроса США могли бы получить «добро» Москвы и Пекина. А без этого, практически все эксперты сомневаются в эффективности всех санкций против Ирана.

В этом не сомневается только Белый Дом. Только вот, главный вопрос заключается в другом. Какую цель преследуют США, полностью перечеркивая дипломатический успех двух крупнейших стран, которые входят в G20, и являются непостоянными членами СБ ООН? Какой логикой руководствуется Вашингтон?

Если при любом раскладе, Белый Дом не собирался отступать от идеи жестких санкций, какая была потребность в активизировании действий Анкары и Бразилии в данном вопросе? Ведь, не без благословения же Вашингтона они взялись за эту неблагодарную миссию. Скорее всего, Белый Дом априори был уверен в провале их миссии. А, они да возьми и добейся успеха. Тегеран со своей стороны неожиданным ходом перепутал все карты Вашингтону. Не исключено, что Вашингтон и его союзники слишком встревожены дипломатическими успехами Турции и Бразилии, что переводит их на более высокий уровень в табели о рангах мировых держав. Ведь «шестерка» никак не может похвастаться аналогичными успехами.

Другим существенным предположением является то, что Вашингтон, любой ценой стремится жестко наказать Иран, который является главным препятствием на его пути к полному контролю над энергоресурсами Персидского залива и Ближнего Востока. Тем самым, США в очередной раз демонстрируют миру, что ради собственных интересов они готовы придерживаться не только двойных, но и сколько угодно душе кратных стандартов. В противном случае, Вашингтон, ради своего каприза, не захотел бы дипломатический успех Турции и Бразилии, с такой легкостью превратить в Сизифов труд.

Сахиль Искандеров, политолог

Член экспертного совета медиа-холдинга «Лидер».

Поделиться:
4753

Последние новости

Все новости

1news TV