Гейдар Мирзаев: «Наша молодежь и виртуальный симптом реального синдрома» | 1news.az | Новости
Точка зрения

Гейдар Мирзаев: «Наша молодежь и виртуальный симптом реального синдрома»

10:42 - 12 / 06 / 2010
Гейдар Мирзаев: «Наша молодежь и виртуальный симптом реального синдрома»

Вначале был бит, потом байт, и только потом появилось слово...

Мало кто из молодых граждан уверенно шагнувшего в 21-й век Азербайджана, ведущих социально активный образ жизни, не задается хотя бы несколько раз в неделю вопросом – «Сколько времени я провожу в интернете?». Обычно это происходит часа эдак в два ночи, и сопровождается сильным потиранием глаз, «желательно» до красна.

Нет, в данной статье не будет идти речь об «интернет-зависимости», ибо ваш покорный слуга не принимает за правду наличие феномена зависимости от «мировой паутины» в негативной ее окраске. Согласитесь, интернет уже довольно долгое время представляет собой неотъемлемую часть нашей повседневной жизни. Неотъемлемость эта выражена в насущной потребности и было бы бессмысленно обсуждать «зависимость» общества от электричества, газа, общественного транспорта, мобильных телефонов и т.д.

Если речь идет о молодежи ведущей социально активный образ жизни сквозь призму «мировой паутины», то волей неволей разговор главным образом затронет социальные сети, в которых зарегестрировано подавляющее большинство активных пользователей интернета (например, Facebook, Twitter, те же Одноклассники), а также, частично, тематические форумы и авторские блоги. Так как по роду деятельности автору приходится проводить довольно много времени в Facebook, то и в качестве примера предлагается взять именно данную социальную сеть.

По данным Associated Press средний ворзаст пользователей Facebook составляет 33 года, при этом данный показатель растет, т.е. количество пользователей социальной сети увеличивается за счет взрослой аудитории. В Азербайджане данный процесс нагляден – если раньше молодые люди посещали интернет в основном только ради развлечения, а общение осуществлялось традиционными (несетевыми) средствами и посредством различного рода мессенджеров, то в данный момент наблюдается иная ситуация. Технологический прогресс в сфере мобильной связи и возможность «носить интернет кармане» еще больше смешали виртуальную и реальную жизнь молодых людей.   

Сегодня на Facebook можно встретить очень широкий спектр пользователей из Азербайджана – от интравертов-домоседов, для которых Facebook является практически единственным средством общения с кругом друзей и знакомых, до экстравертов-энтузиастов, для которых Facebook есть инструмент ведения бизнеса, средство личностного и корпоративного PR, средство коммуникации различного рода ценностей, дискуссионный клуб по интересам, в том числе и эффективнейший инструмент проведения и поддержки тех или иных социальных и политических кампаний.         

Учитывая все сказанное, растущая виртуализация повседневных отношений молодых людей накладывает солидную ответственность на пользователей, тем более, что любое действие на Facebook мгновенно становится достоянием широкого круга «друзей в контакте» и «друзей ваших друзей». К сожалению, проблемы качества и сознательности некоторых представителей молодежи, в нашем стремительно развивающемся транзитарном обществе, проявляются таким же образом и в виртуальном пространстве. Разница лишь в скорости, масштабе охватываемой аудитории и расстояниях, через которые в социальной сети может перешагнуть мысль... или же полное ее отсутствие.   

Речь не идет о политических взглядах и идеологических предпочтениях молодых людей. Азербайджан является молодой развивающейся страной успешно движущейся по пути демократизации и модернизации. Политические воззрения, по моему личному мнению, не являются определителем «качества и сознательности» человека (разумеется, антиобщественные и деструктивные измышления составляют исключение). Речь также не идет о причинах проблемы – виртуальные социальные сети, как было отмечено выше, есть лишь «отражение в зеркале», причины же кроются в реальной действительности, а их изучение не уместится в одну статью. Целый ряд отечественных экспертов (от политологов до психиатров) не раз затрагивали данный вопрос в своих статьях и выступлениях.   

Под «качеством и сознательностью» в данном случае подразумевается в первую очередь способность играть в социальной сети роль «многомерного» (по определению Теодора Розака) человека, сознательного гражданина своей страны, вменяемого индивида, способного:

а) сформировать собственное мнение по тому или иному вопросу;

б) обоснованно выразить это мнение адекватным образом;

в) выслушать критику и привести контр-аргументы.       

Так что же мы видим вместо этого?

Случай первый, из личного опыта автора статьи.

Молодой человек, азербайджанец, проживающий в данный момент в США и являющийся аспирантом престижнейшего университета, позиционирует себя в качестве политически продвинутого, либерально ориентированного гражданина. Довольно быстро вокруг данного молодого человека, вошедшего в роль неформального лидера, собирается группа политически ангажированных виртуальных единомышленников (азербайджанцев), большинство из которых так же как и он сам находятся в данный момент за пределами страны.

Дискуссии ведутся самые различные темы, но чаще всего вокруг ограниченного спектра повестки дня, в первую очередь на темы политические. В какой-то момент, появляется другой человек («виртуальный прохожий»), не входящий в данную группу интересов и не разделяющий их политических взглядов. И этот «виртуальный прохожий» решается на открытую дискуссию с упомянутой группой лиц. Что же по вашему происходит?

Люди, позиционирующие себя в качестве либералов, днями и ночами «постящие» в Facebook ссылки о демократических ценностях и толерантности, о Джефферсоне и Ганди, обрушивают на виртуального оппонента весь шквал «базарно-таксишной виртуальной смелости», причем с очень широким кругом комментариев – от мнения касательно ближайших родственников оппонента до проклятий и прямых угроз физической расправы.

На поставленные оппонентом вопросы вразумительных ответов не дается, тема дискуссии целенаправленно абстрагируется и расширяется до невозможного, при этом за счет свободы слова (в первую очередь нецензурного) полностью растаптываются такие понятия как уважение к государству, уважение к политическим институтам государства, право на личное мнение, этика, мораль, иные общечеловеческие и конкретно азербайджанские ценности.

Еще один случай, совсем недавний.

Молодой, крайне «деструктивно» настроенный азербайджанец, в контактах у которого более тысячи человек, в том числе и из других стран, в ночь финала конкурса «Eurovision 2010» создает статус приблизительно такого содержания - «Искренне желаю поражения Сафуре, вот проиграет она и все увидите, буду радоваться до утра!». Далее идут мольбы к Всевышнему с просьбой исполнить его желание, истеричные проклятия и пространные комментарии его виртуальных единомышленников (чуть было не написал «товарищей по палате») с очень широким спектром тем – от бюджета потраченного Азербайджаном на проект «Eurovision 2010» до теории сопромата и качества недавно построенных в столице мостов.

Есть конечно и более вопиющие случаи, когда молодые люди готовы «продать душу дьяволу», чтобы лишний раз получить на Facebook метку «мне нравится» от иных пользователей, при этом опять же используется упомянутый выше набор инструментов – от демагогических популистских выступлений «про ничто», до кустарно смонтированных и откровенно антигосударственных и антиобщественных «мультов» и роликов с Youtube.

Еще одним интересным наблюдением является то, что в виртуальных группах интересов, собравшихся вокруг таких «вожаков» до 50% аккаунтов может быть «левыми», фиктивными, т.н. «fake accounts» - опять же, для создания видимости количества. Опытные пользователи социальных сетей, как правило, быстро «вычисляют» такие аккаунты.  

Я неспроста упомянул выше, что социальные сети являются лишь «отражением в зеркале», с небольшой поправкой – в виртуальном мире человек всегда смелее и наглее. Все это уже было. Все это уже пройдено. Все это мы уже видели. Теперь это перенеслось в социальные сети. Но повторюсь, разница в скорости, масштабе охватываемой аудитории и расстояниях, которое сие позорище может преодолевать.

Конечно, в социальных сетях и на форумах имеется вполне достаточно адекватных молодых людей представляющий различный мировозренческий спектр страны. И большинство понимает, социальные сети являются предметом пристального (именно пристального!) наблюдения «компетентных контор» часто представляющих, мягко говоря, не самые дружественно настроенные к Азербайджану государства. Как человеку долгое время интересующемуся военной историей, мне часто приходится посещать военно-исторические форумы иных стран, вести напряженные дискуссии с недружественно или откровенно враждебно настроенными к Азербайджану зарубежными пользователями сети, в том числе и на русско- и англоязычных форумах.

Наблюдение – некоторые местные молодые люди, часто не совсем разборчивые в виртуальных контактах забывают, что каждое их слово, каждый их пост, каждый комментарий отслеживаются админами и модераторами данных форумов, а затем становятся частью откровенно хамских, клеветнических и «языческих» материалов на других, уже ориентированных на внутреннюю аудиторию враждебных государств сайтах и блогах, с ссылками на азербайджанских пользователей сети. Согласитесь, что по иному кроме как «пятой колонной» в информационной войне таких пользователей назвать слошно. Вопрос – сколько еще «виртуальных русланов баширли» должно выйти из их среды, пока они не поймут, что свобода слова не должна принимать форму антигосударственного психоза?! Ведь очень часто «спалившие град», утверждали, что лишь «несли факел света народу», а продажность всегда была итогом мещанства и безграмотности...  

Гейдар Мирзаев

Секретарь по проектам и корпоративным отношениям Общественного Объединения «ИРЕЛИ»

Поделиться:
5554

Последние новости

Все новости

1news TV