Анализ: в зеркале Карабахского кризиса
В этом материале, мы попытаемся проанализировать и показать суть сложившейся ситуации вокруг Карабаха с точки зрения происходящего и по нашему мнению очевидного кризиса в мировой политике.
Попытаемся посмотреть на Карабахский конфликт, с точки зрения системного подхода. В соответствии с этим подходом Карабахские события являются не столько конфликтом, сколько показателем кризиса происходящего в мировой политике и международных отношениях. События, происходившие и происходящие по сей день, вокруг Карабахского конфликта, являются одним из отражений в зеркале вышеупомянутого кризиса всей системы современного миропорядка, кризиса международных отношений и международного права.
Начнем с того, что Карабахские события по нашему мнению были спланированной акцией спец. служб Соединенных Штатов и являлись частью одного из элементов по развалу СССР. Эта точка зрения была освещена в предыдущем материале «Карабах 3 элемент в борьбе империй». После развала СССР Азербайджан был принят в Организацию Объединенных Наций с Карабахом как составной частью территории Азербайджанской Республики. Однако это не помешало армянским сепаратистам развязать войну против Азербайджана, которая была приостановлена с заключением перемирия в мае 1994 года, после чего начался переговорный процесс вокруг Карабахского конфликта.
Хотелось бы остановиться на анализе переговорного процесса подробней. Вот уже 16 лет ведутся переговоры по Карабахскому вопросу. Участие в переговорном процессе в ранге сопредседателей Минской группы ОБСЕ - США, России и Франции, которые признают каждая в отдельности территориальную целостность Азербайджана и тщетность переговорного процесса вокруг Нагорно-Карабахского конфликта, который идет с 1994 года - это еще один из показателей кризиса мировой политики. Место Карабахского конфликта в мировой политической системе отношений как одного из элементов кризиса в том, что ситуация с Карабахом не стыкуется со всей системой международных отношений и международного права по своей сути. Карабах как часть Азербайджанской Республики признан международным сообществом. Ведение переговоров о статусе своей же собственной земли, признанной международным сообществом, является по нашему мнению показателем кризиса данной системы.
Так как Азербайджан готов пойти на предоставление высокого статуса автономии Нагорному Карабаху, то вопрос переговоров должен был давно придти к логическому завершению. Так же хотелось бы отметить роль мировых держав в переговорном процессе: что же это за мировые державы, которые не могут призвать к порядку 3-х миллионную Армению, члена Организации Объединенных Наций, с ее открыто агрессивной позицией и неуважением территориальной целостности другого государства, признанного Организацией Объединенных Наций. Что это как не кризис, возникший как следствие доминирования геополитических интересов вышеназванных стран над международным правом? Это системно-правовой аспект вопроса. Так же Карабахский вопрос- это показатель кризиса международных отношений, так как существует единственная универсальная мировая организация-ООН, полноправным членом которой является Азербайджан, который при вступлении в ООН был принят с Карабахом как частью своей территории. Организация Объединенных Наций в 1993-94 годах приняла 4 резолюции по Нагорно-Карабахскому конфликту, которые до сих пор не выполнены. Возникает вопрос, если резолюции ООН, устав которой является одним из основополагающих документов международных отношений не выполняются в течении 16 лет, что это как не кризис международных отношений и права?
И в чем вообще суть переговорного процесса вокруг Нагорного Карабаха с позиции мирового сообщества? Вместо того, чтобы задействовать механизмы ООН по предотвращению сепаратизма и бандитизма на территории одного из государств - членов ООН, мировое сообщество настаивает на ведении переговоров.
Результатом переговорного процесса вокруг Карабахского конфликта стали обновленные Мадридские принципы, выдвинутые государствами- сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Обновленные принципы основываются на трех базисных элементах международного права - это воздержание от угрозы силой или ее применения, территориальная целостность государств, а также равные права и самоопределение народов. Если исходить из здравого смысла и логики, признанная международным сообществом территориальная целостность Азербайджанской Республики в границах, включающих исконно азербайджанские земли Карабаха, то речь в переговорном процессе может идти лишь о праве наций на самоопределения в рамках территориальной целостности. О чем и говорит Азербайджан в форме предоставления Нагорному Карабаху высокого статуса автономии.
Иная позиция противоречит всей системе международных отношений, так как, приведем слова министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Маммедъярова, озвученные им в ходе «Симпозиума специалистов по международным отношениям» (ASIRS) : «В рамках признанных международным сообществом границ Азербайджан вступил поочередно в ООН, ОБСЕ, СЕ» А какие международные организации и государства мира признали сепаратистский режим Карабаха? Ответ на этот вопрос известен. Нет таковых в мире. Сама Армения не признает сепаратистов Карабаха за государственное образование, так как это противоречит нормам международного права, и в случае признания оного сепаратистского образования, Армения совершит акт агрессии против Азербайджана в рамках устава ООН, повторюсь, Азербайджан вступил и был признан мировым сообществом в лице ОНН с Карабахом, как частью Азербайджанской Республики. Отсюда и вытекает агрессия одного члена ООН, не признающего международно-признанные границы другого члена Организации Объединенных Наций. Именно об этом и говорил глава МИД Азербайджана в ходе недавно завершившегося «Симпозиума специалистов по международным отношениям» (ASIRS) «Если Армения допустит ошибку и признает независимость Нагорного Карабаха, то это однозначно будет считаться агрессией. Совет безопасности ООН должен однозначно высказать свою позицию по этому вопросу»
Резюмирую, все выше изложенное, хотелось бы отметить, что мировая система международной политики находится в кризисе, и это становится очевидным, стоит лишь обернуться в недавнее прошлое и рассмотреть положение дел в мире, в том числе и урегулирования армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. «Стоит провести небольшой экскурс в историю и вспомнить первую войну в Персидском заливе 1991 года, с которой и начался сбой мировой системы взаимоотношений, далее развал и военная операция в Югославии середины и конца 90-х годов 20 века, вторжение в Ирак и Афганистан в начале уже 21 го века. Если взглянуть на прошедшие после развала СССР 20 лет за исключением подписанного в декабре 1991 года договора СНВ-1 и урегулирования вопроса Северной Ирландии в 1998 году, не разрешен ни один крупный конфликт. Наоборот возникли новые очаги нестабильности и терроризма в мире» ё(статья Мировая новость номер 1 - или начало «нового мира» ).
Карабахский конфликт- это показатель кризиса международных отношений, когда принимаются резолюции со стороны Организации Объединенных Наций, в которую, входят практически все страны мира, и которая по идеи создана, что бы регулировать эти самые международные отношения, но резолюции остаются на бумаге. Это показатель недееспособности всей системы современного миропорядка отвечать вызовам и кризису подсистем этого миропорядка в виде международных отношений и международного права. Это один из аспектов кризиса международной системы взаимоотношений, когда в угоду геополитическим интересам известных акторов мировой политики подминается международное право и ущемляется право на справедливость и законность в мире.
Эльдар Мусеибзаде
Эксперт в области стратегического анализа и разработки системных концепций.