Эффект Хиллари
Путь к разрешению большинства конфликтов, достижению мира и стабильности пролегает через участие женщин
Андерс Фог Расмуссен, генеральный секретарь НАТО
31 октября исполнилось 10 лет со дня принятия резолюции №1325 Совета Безопасности ООН о женщинах, мире и безопасности, основной целью которой является продвижения гендерной проблематики на всех этапах мирного процесса, включая поддержание мира, миростроительство и постконфликтное восстановление.
Признавая важность и актуальность проблемы, за истекший период Совет Безопасности неоднократно обращался к этой теме, приняв по этому вопросу еще несколько резолюций. Это связано в первую очередь с тем огромным негативным воздействием, которое оказывают на женщин вооруженные конфликты и их последствия, даже, несмотря на тот факт, что подавляющее большинство женщин не принимают непосредственного участия в боевых действиях. Значимость резолюции 1325 заключается, с одной стороны, именно, в том, что это решение, впервые так четко, увязывает влияние войны и конфликтов на положение женщин, а с другой поощряет участие женщин в таких традиционно «мужских» сферах, как ведение переговоров по урегулированию конфликтов, проведение миротворческих операций, укрепление мер доверия, проведение постконфликтного восстановления. Резолюция, в целом, призывает государства-члены обеспечить более активное участие женщин на всех уровнях принятия решений в рамках национальных, региональных и международных институтов и механизмов предотвращения, регулирования и разрешения конфликтов. В частности, это касается и вопроса назначения женщин на должности специальных представителей и посланников Генерального секретаря ООН, привлечения женщин к участию в миротворческих операциях в качестве военных наблюдателей, гражданских полицейских, сотрудников по правам человека и гуманитарного персонала.
Кстати, ЕС и НАТО уже корректируют свои программы и стратегические принципы и прилагают необходимые усилия, чтобы все операции под руководством этих организаций соответствовали требованиям резолюций ООН в отношении женщин и проблем безопасности. В частности, в НАТО недавно была принята соответствующая военная директива, касающаяся учета положений резолюции №1325 при проведении любых операций под командованием альянса, а для оказания помощи старшему командному составу, действующему в Афганистане, была введена должность специального советника по гендерным вопросам.
Однако даже с учетом этого ситуация с участием женщин на уровне «принятия решений» в вопросах безопасности далека от идеальной. Например, за 60 лет существования миссий по поддержанию мира ООН — с 1948 по 2008 год — всего лишь семь женщин занимали пост Специального представителя Генерального секретаря, а сегодня из 59 специальных представителей Генерального секретаря или их заместителей в различных конфликтных регионах лишь 15% позиций занимают женщины. Что касается такой международной организации как НАТО, то до настоящего времени в этой организации представительницы слабого пола никогда не назначались ни на должность высшего посланника или специального представителя, ни на пост генерального секретаря или его заместителя, а на женщин приходится только одна треть из 19 высших гражданских должностей альянса.
Другой сферой вплотную занимающейся международными конфликтами и традиционно «испытывающей» недостаток женских кадров является дипломатическая служба. По мнению Т.Зоновой, профессора кафедры дипломатии МГИМО, патриархальный и военизированный подход к дипломатической работе все еще сохраняются потому, что исторически эта служба считалась своего рода гражданской армией, сражавшейся с противником на поле переговоров, и так же как в армии, участие в этой деятельности женщин не приветствовалось. Однако справедливости ради следует отметить, что положительные тенденции наблюдаются и в этой области. Согласно, данным Интернет-ресурса «Worldwide Guide to Women in Leadership», начиная с 1947 года, более 140 женщин становились министрами иностранных дел, а сегодня этот пост занимают 20 представительниц «слабого» пола.
Как известно, в США, начиная с М.Олбрайт – первой женщиной на посту руководителя внешнеполитического ведомства, из последних 4 государственных секретарей – трое были женщинами, а в настоящее время из 263 высших должностных лиц министерства иностранных дел, включая послов и специальных посланников, 30% постов занимают женщины. Буквально недавно были отменены дискриминационные правила, кстати, не распространявшиеся на дипломатов-мужчин и гласившие что, если сотрудница Государственного департамента, работающая за рубежом, вступает в брак, то она обязана уйти в отставку.
Заметим также, что пример США, несомненно, оказывает положительное воздействие и на другие страны, при этом многие говорят даже о существовании своеобразного «эффекта Хиллари». Так в частности, число женщин-послов аккредитированных в Вашингтоне по сравнению с 1990 годом увеличилось в пять раз и составило на начало этого года 25 человек, причем 15 из них представляют страны Африки, Азии и Ближнего Востока. Что касается женщин работающих на посту постоянного представителя своей страны при штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, то их количество выросло с 5.7% в 2000 году до 12.5% в 2008 году, а в настоящее время 23 страны из 192 стран-членов ООН доверили женщинам занимать эту высокую позицию.
Отрадным фактом является также то, что многие мусульманские страны все активнее привлекают женщин к несению дипломатической службы. Например, в Пакистане 11 женщин возглавляют зарубежные представительства, в Объединенных Арабских Эмиратах впервые в истории страны женщины возглавили дипломатические представительства за рубежом, причем в Европе - Швеции и Испании.
Конечно же, вопрос непосредственного участия в миротворческих процессах и решении проблем безопасности является актуальным и для азербайджанских женщин, традиционно играющих активную роль не только в научно-культурной, но и в общественно-политической жизни страны. Одной из первых организаций, занимающихся этой проблематикой, может считаться «Коалиция 1325», которая смогла привлечь женщин - представителей различных профессий и политических предпочтений – в единую в структуру, главной целью которой является продвижение гендерных подходов в сфере миротворчества.
Впрочем, интерес наших женщин к этой сфере неудивителен, так как Азербайджан уже более 20 лет находится в состоянии вооруженного конфликта с Арменией. В связи с этим хотелось бы напомнить, что в 2001-2006 годах под эгидой Женского фонда развития ООН (ЮНИФЕМ) осуществлялся крупный региональный проект «Женщины за предотвращение конфликтов и создание мира на Южном Кавказе». В Азербайджане в рамках этого проекта была проведена большая работа по формированию навыков ведения переговорного процесса, изучению концепции культуры мира и миротворческих инициатив. С азербайджанской стороны в этих проектах также активно участвовали женщины из семи оккупированных районов, а также представительницы азербайджанской общины Нагорного Карабаха. Объединенные в национальную сеть, азербайджанские участницы в течение этих лет реализовали ряд интересных инициатив, организовали выпуск ежеквартального журнала, участвовали во встречах со своими коллегами из других стран Южного Кавказа. К сожалению, отсутствие в те годы каких-либо серьезных успехов в официальной дипломатии практически свело на нет все эти достижения, реализованные в рамках проекта ЮНИФЕМ, и по его завершении системная и координированная работа по женским миротворческим инициативам была практически приостановлена.
Очевидно, что широкое участие женщин в процессах урегулирования конфликтов и миротворчества будет невозможным без действенной поддержки правительственных структур. Для претворения в жизнь положений резолюции №1325 потребуется более активно привлекать женщин к дипломатической службе (напомню, что в нашей стране из 62 руководителей зарубежных представительств только двое являются женщинами), лоббировать назначение представительниц страны на ответственные позиции в международных организациях, развернуть целенаправленную работу по подготовке кадров для этой области, наладить плодотворное сотрудничество между государственными органами и женскими НПО. Только в результате таких совместных усилий станет возможным достижение весомых успехов в продвижении азербайджанских женщин на уровень «принятия решений» и использовании их потенциала для решения сложнейших задач, стоящих перед Азербайджаном в сфере обеспечения безопасности.
Гюльшен Пашаева,
заведующая отделом анализа вопросов внешней политики
Центра стратегических исследований