Нагорно-Карабахский конфликт: терпение на исходе?
В преддверии саммита ОБСЕ в Астане перспективы дипломатического или военного разрешения Карабахского конфликта были в центре внимания: политиков, дипломатов, военных и конечно же СМИ.
Вероятность возобновления военных действий сторон конфликта к сожалению набирает силу, что прогнозируется и некоторыми политиками и специалистами-международниками и журналистами.
Военное и международно-политическое прогнозирование тем и отличаются от гаданий на кофейной гуще что должны оперировать точными фактами взятыми в динамике, развития доминирующих тенденций конкретной международной, военно-политической ситуации.
Критерии анализа и выводов прогнозирования разнообразны, и представляют социально-экономические, военно-политические, этногеографические и национально-психологические измерения сторон.
И это ни как не определяет стороны Карабахского конфликта как"умеюшую хорошо торговать или умеющую хорошо воевать"
Как то пытаются представить авторы некоторых высказываний.
Международные отношения второй половины 20 века и первой декады нашего столетия имеют выраженные тенденции глобализации и гуманизации. Эти процессы безусловно положительные и они набирают силу.
Но люди всё ещё воюют....
Азербайджан проиграл войну 1988-1993 гг. и главная тому причина - дезорганизованность: государственная, политическая, идеологическая, военная и психологическая. Азербайджан не готовился к той войне так, как готовилась Армения. Было очевидно отсутствие в первую очередь организованности (организации и порядка) на разных уровнях управления государством, армией или даже отдельной военной операцией.
Извлёк ли Баку уроки прошлого? По очевидным показателям - Да
Есть все основания оценивать вооружённые силы Азербайджана как наиболее боеспособные в Закавказье. Идеологическое и морально-психологическое состояние армии и общества более монолитно.
Карабахский вопрос для Азербайджанцев не является вопросом власти или оппозиции - это вопрос общенациональный.
И победа и поражение начинаются и заканчиваются в сознании и командира и каждого солдата так же как и гражданского лица находящегося в тылу или даже за границей своей страны.
Поэтому для Азербайджана столь значима реальная и критическая оценка собственных сил, состояние общества, его идеологическая готовность защищать свои земли, своё прошлое и будущее.
Карабахский переговорный процесс - это рутинная и кропотливая дипломатическая работа в форме переговоров двух сторон при посредничестве трёх стран.
Дипломатический метод наряду с военным являются основными методами реализации внешней политики государств сегодняшнего мира, хотим мы того или нет, но это факт.
Кроме вышеуказанных стоит выделить экономический метод и метод диверсионно -подрывных действий. Последние два часто взаимосвязаны друг с другом и двумя вышеуказанными методами.
Дипломатия, как метод внешней политики, при всём её разнообразии форм и инструментов реализации имеет ограничения обусловленные сущностью этого метода.
Участники переговорного (дипломатического) процесса могут прийти к выработке (подписанию) соглашения только, и только, при наличии полного согласия, всех сторон переговоров.
Причём одна (или несколько) сторона может быть вынуждена на такое согласие ввиду военного поражения (или его бесспорной очевидности) или дипломатического принуждения со стороны значительно более сильного участника (участников) международных отношений.
Карабахский переговорный процесс в мирном дипломатическом исполнении только сторонами конфликта-Армении и Азербайджана явно не несёт перспективы к успеху. В чисто дипломатическом измерении без активного использования военной силы Азербайджан всё ещё пытается решить вопрос, но руководство Армении затягивает переговоры, блефует и просто игнорирует международных посредников и интересы своего народа.
Невольно вспоминается Русская поговорка "Пока гром не грянет, дед не перекрестится"
Но ведь если "гром грянет" креститься будет поздно и не только "деду" но и образно выражаясь "всем деревням в округе".
Превосходящая своего потенциального противника военная машина Азербайджана удерживается от активных действий надеждой Азербайджана на более активное участие международных посредников именно в мирном (дипломатическом) разрешении конфликта, а не сомнениями в возможном исходе военных действий.
Но как долго Азербайджан будет занимать эту позицию, и как долго участие международных посредников нынешнего или какого-либо другого состава или формата будет лишь констатировать и обещать столь долго ожидаемый успех ..?
Доминирующая в сегодняшней Армении философия и идеология - концептуальные основы внешней политики этого государства, явно не поощряют конструктивный диалог с Азербайджаном.
Стоит ли тут ждать прогресса в переговорах?
Использование вооружённых сил для восстановления территориальной целостности государства – международно-признанное право, которое никто не отменял.
Пойдет ли Азербайджан на использование своей военной силы?
Азербайджан пойдёт на использование военной силы для восстановления своей территориальной целостности в рамках предоставленных ему международным и внутренним законодательством прав если иной метод решения Карабахской проблемы будет исчерпан.
Уважение к международному сообществу одного государства, очевидно, должно быть взаимным и равноправным.
Замороженный Карабахский конфликт, вчера был более терпим чем сегодня, сегодня он уже не терпим, но уже завтра, упущенные из-за своевременно, мирно неразрешенного конфликта, ценности, могут стать просто невосполнимыми.
Лишь призывами к миру мир не устанавливается...
Руководство Армении не только отрицает вероятность своего военного поражения, но и заявляет о готовности нанести "сокрушительный и окончательный удар в случае необходимости"
Сложно определить чего больше в этом заявлении пропаганды или блефа ..?
Хотя руководство Армении очень усиленно и интенсивно готовит страну к войне, объективные возможности просто не позволяют быть ей на равных с Азербайджаном.
Какими или чьими силами и как руководство Армении собирается воевать?
Военная доктрина любого государства, его стратегия или тактический план предполагают, в конечном счёте, достижение победы, пусть даже через начальное отступление и изматывание противника.
Объективно признавая очевидным факт военно-технического превосходства Азербайджана и явного поражения в случае ведения "классической" или фронтальной войны военное руководство Армении заявляет об использовании "ассиметричных" мер ведения войны.
Ассиметричные меры (действия) - это использование одной из сторон военного противостояния (конфликта), военной силы, имеющей качественное отличие, но равный военный эффект в сравнении с военной силой противника.
Ассиметричные действия направляются на нейтрализацию (уничтожение или захват) видов вооружения (как правило технически более совершенных) не имеющихся у стороны противостояния которая для достижения военного успеха (баланса) использует ассиметричные действия.
Применительно к Армяно-Азербайджанскому возможному военному конфликту речь скорее идёт не об ассиметричных мерах, а об ассиметричной (нетрадиционной) войне или что более понятно диверсионно-подрывной войне.
"Напал, убежал, спрятался" так можно охарактеризовать тактику и стратегию этой войны. Именно так она обозначается в Английской терминологии "hit and run".
Судя по указывающим на то признакам, военное руководство Армении планирует и полагает что его подразделения "специального назначения" смогут эффективно и безнаказанно нападать и скрываться в ближнем и глубоком тылу Азербайджана...?
Формы диверсионно-подрывной войны могут быть очень разнообразны и эффективны, но только если они застанут противника врасплох.
Акты диверсии могут готовиться задолго до их исполнения, но только если это будет позволено сделать.
Все эти действия Азербайджанская сторона может полностью успешно упредить и подавить. Арсенал частей и подразделений "специального назначения" вооружённых сил - это всегда всё самое лучшее, новое и тайное.
Но вот техническое превосходство Азербайджанских спецподразделений тайной не является. Так что ни симметричные, ни ассиметричные, не любые иные формы военной активности Армении очевидной геометрии военных измерений не изменят.
Кемал Бабаджан