21 век. Россия – США: Опасности и возможности
“В китайском языке слово “кризис” состоит из двух символов, один обозначает опасность, второй - возможность”.
(Из речи Джона Ф. Кеннеди)
В 2008 году разразился всемирный экономический кризис, который отразился не только на мировой экономике, но и на политике. Именно в реакции на данное явление России и США можно проследить пример китайского значения слова кризис-опасность и возможность, если смотреть через призму мировой политики.
Для одной страны, а именно для США разразившийся кризис нес опасность экономическому благополучию граждан и государства, для другой, а именно России, кризис дал возможность попытаться вернуть утраченные позиции в мире. Мнение о том, что Россия уже не имеет такого веса в мировой политике, как раньше, было справедливым в 90-х годах 20 века, но сейчас век 21-й.
Проблема России та же, что и была у СССР: сырьевая направленность экономики. Вследствие этого всемирный экономический кризис отразился на ней не в такой степени как, например на США. Но сила СССР и ее правопреемницы России не была в высокотехнологичной экономике. Сила СССР и сила России в контексте взаимоотношений с Западом и влияния на мировые процессы как была в ядерном оружии, так в нем и остается. Тем более нынешняя Россия уже не та, что была в 90-е годы 20 века.
В России постепенно складывается система государственного управления, которая была расшатана Ельциновской командой в 90-х годах 20 века. Жесткая вертикаль власти, созданная в период президентства Владимира Путина, постепенно привела к сбалансированности громоздкого чиновничьего аппарата, благодаря чему конфигурация государственного управления стала стабильной. Вместе с тем, Россия использовала возможности данные высокой конъюнктурой цен на нефть в начале 21 века и создала стабилизационный фонд, который смягчил удар от всемирного экономического кризиса.
В то же время экономический кризис, начавшийся в США, заставил Вашингтон заняться мерами по спасению собственной экономики и тем самым отвлек внимание Вашингтона от внешнеполитических дел.
Подтверждением тому служит позиция Вашингтона, озвученная из-за отмены визита Барака Обамы на Саммит ЕС-США, который должен был состояться в мае 2010 года в Мадриде. Причиной послужил все тот же экономический кризис. По словам представителя госдепартамента США Филиппа Гордона, Президент США Барак Обама в связи с необходимостью решения большого количества внутриполитических проблем отказался от участия в ежегодном саммите Евросоюз – США, запланированном на 24 мая в Мадриде. Агентство dpa отмечало в те дни, что «Президент сейчас весьма озабочен тяжелой ситуацией на американском рынке труда и после целого ряда поражений его Демократической партии на дополнительных выборах объявил борьбу с безработицей одним из своих главных приоритетов.»
И именно в момент, предшествующий экономическому кризису, в августе 2008 года (об этом подробнее в заключении) и по сегодняшний день стали наблюдаться элементы постепенного усиления роли России в мире, и попытки ослабления влияния Соединенных Штатов на динамику мировых процессов. Это носит на данный момент времени характер спорадических явлений, но в них можно уже проследить тенденции, которые в стратегическом временном контексте - приблизительно к 2018-2020 году будут очень явственно ощущаться, а к 2050 году приобретут очертания системного характера.
Теме системных изменений к 2050 году будет посвящен один из следующих материалов, а сейчас хотелось бы остановиться на вопросе - Почему берется такой срок 2018-20 годы?
Разразившийся в 2008 году всемирный экономический кризис будет преодолен в районе 2018-2020 года. Так как для того что бы сбалансировать систему мировой экономики и преодолеть последствия кризиса понадобится, как минимум, один среднесрочный экономический цикл Жюгляра. Длина среднесрочного цикла составляет от 7 до 11 лет. То, что динамика развития экономических процессов циклична, известно еще с 20-30 годов 20 века. Ученые экономисты и аналитики прогнозировали, что мир на пороге экономического кризиса, как минимум за 8 лет до начала кризиса в мировой экономике. Кризисные явления, сотрясающие экономику того или иного государства, будут еще происходить в различных уголках мира вплоть до 2015-18 года, но в целом, повторимся, если исходить из цикличности, то мировая экономика восстановится к 2020 году. Но вернемся к мировой политической системе.
Экономический кризис, разразившийся в 2008 году, сыграл своего рода нивелирующую роль в глобальном мировом масштабе. Гегемония США, которая наблюдалась в течении последних 20 лет после развала конкурента на мировое господство СССР, стала постепенно суживаться и началась постепенная трансформация США из страны ставшей после победы в «холодной войне» постфактум гегемоном мира в страну рангом ниже, а именно США из гегемона превращаются в лидера в мировых процессах.
Признаком данной трансформации может служить сужение внешней политики США на данном промежутке времени и ее точечный характер, примером чему служит Ирак и Афганистан, являющиеся приоритетными направлениями во внешней политике администрации Барака Обамы.
Третьим приоритетом в американской внешней политике стоит вопрос ядерной программы Ирана. То есть если раньше спектр внешней политики США охватывал практически весь мир, то сейчас выделены первоочередные вышеуказанные три направления. Почему произошло сужения во внешней политике США?
Экономика является зеркалом мощи государства. Кризис в экономике приводит к сужению поля для политического маневра на мировой арене и происходит перераспределение внимания государства с внешних факторов на внутренние проблемы. Политика государства требует фиксации внимания руководством страны для правильной и четкой координации действий и распределению финансовых ресурсов в выбранном направлении развития страны в пространстве и во времени. Даже для такой мощной сверхдержавы как Соединенные Штаты зафиксировать внимание и распределить ресурсы одновременно на большее количество направлений во внешней политике кроме трех приоритетных не удалось. Таким образом, США сконцентрированы на трех задачах во внешней политике и борьбе с последствиями экономического кризиса во внутренней.
В то же время можно наблюдать активизацию России на мировой арене. Определенной точкой отсчета возрождения амбиций Москвы, и возможности дать отпор при угрозе своим национальным интересам, стал август 2008 года и пятидневная война между Грузией и Россией. Именно это событие стало показателем того, что США из гегемона, который может позволить себе изменить власть и политический режим или оказать давление в любой точке мира, стали наблюдателем удара по своим интересам на Южном Кавказе.
В августе 2008 года Вашингтон практически оставил своего стратегического союзника в лице Грузии один на один с фактом отторжения Южной Осетии и Абхазии, выступая лишь с осуждающими заявлениями действий России. К сожалению, августовские события 2008 года с попранием международного права и человеческими жертвами, являют из себя тенденцию прошлого, когда США применяли военную силу в том же Ираке, провозглашали и признавали независимость Косово, заведомо подминая под свои интересы принципы международного права и справедливости.
Августовские события 2008 года и пример Грузии это сложный геополитический этюд, который наглядно показал тенденцию к трансформации США из мирового гегемона в лидера современного мира с ограниченными возможностями точечной политики вследствие экономического кризиса. Но более важен не экономический кризис, более важен кризис доверия к США в мире.
После вторжения в Ирак и не найденного американцами оружия массового поражения, а также обнародование фактов пыток и условий в которых содержали плененных в Ираке и Афганистане людей, заключенных тюрем Абу Грейв и Гуантанамо, имидж США в мире сильно пошатнулся. Удар был нанесен по сердцевине идеологии, которая используется США во внешней политике и флагманом которых выступали США в мире, таких как демократия, права человека и законность.
Резюмируя все вышеизложенное, хотелось бы отметить, что 21 век- это век больших опасностей и больших возможностей с которыми сталкивается человечество. И как говорил в своей речи Джон Фиджеральд Кеннеди: “В китайском языке слово “кризис” состоит из двух символов, один обозначает опасность, второй - возможность”.
Кризис- это показатель исчерпанности старого пути развития систем выстроенных в 20 веке, кризис несет опасность разрушения системы устоявшегося миропорядка с одной стороны, и несет возможность построения нового, уже пост кризисного мира с другой.
Кризис- это неотъемлемая часть процесса развития человечества. Проходя через кризисы, человечество получает возможность выстроить новую модель функционирования, более устойчивую к воздействию внешних и внутренних факторов и, надеемся, болею справедливую, чем та модель миропорядка, которая наблюдается на данной временной парадигме развития человеческого сообщества.
Эльдар МУСЕИБЗАДЕ
Эксперт в области стратегического анализа и разработки системных концепций