Выход из мирового кризиса: цель одна, подходы разные
Наблюдаемый в первом полугодии 2010 года некий всплеск роста экономик развитых стран многие политики и эксперты поспешили расценить, как начало выхода из затянувшегося финансово-экономического кризиса.
Но показатели второго полугодия обозначили, что этот рост пошел на убыль и соответственно прогнозы сменились на менее радужные.
Во многом им способствовало объявление в ноябре 2010 года ФРС США нового раунда смягчения денежно-кредитной политики, который продлится до июня 2011 года. В результате, путем скупки гособлигаций США на рынок будут выброшены ничем не подкрепленные сотни миллиардов долларов США.
О губительных последствиях для мировой экономики подобного решения ФРС первыми предупредили американцев власти Китая. Это неудивительно, поскольку даже экономика Китая, возможно, по итогам 2010 года не покажет двузначного роста ВВП. А поддержание на плаву экономики этой страны с гигантским населением требует ежегодного роста ВВП на уровне 7-8%. Дело в том, что свеженапечатанные доллары США уходят не в реальный сектор американской экономики в связи с большим риском их невозврата, а устремляются на быстрорастущие рынки развивающихся стран Юго-Восточной Азии. Это приводит к надуванию на них большого количества «мыльных пузырей», подобных тому, который наблюдался на китайском строительном рынке.
Что подразумевается под теми словами, когда говорят, что нынешняя модель развития экономики зашла в тупик? Эта модель основана на рефинансировании возврата ранее взятых кредитов. Сейчас, когда рефинансирование закончилось, оказалось, что возврат долгов невозможен. Для этого достаточно было пошатнуться основанию этой пирамиды – экономике США, которая производит до 20% мирового ВВП, а потребляет все 40%. Результатом этого стало то, что кризис по цепочке охватил те страны, которые связаны с экспортом США, и далее других, завязанных на поставках в страны-экспортеры.
Усугублен этот кризис был тем, что ФРС США для выхода из него занялась безудержной эмиссией денежной массы, что сопутствовало обесцениванию ее частных долговых обязательств, которые в быту неточно называют «долларами США», и за счет которой покрывается гигантский дефицит бюджета США, достигший 14 трлн. долларов. Такой факт не может не беспокоить крупных держателей гособлигаций США, таких как Китай, Япония, Россия и многих других. В том числе и Азербайджан, часть золотовалютного резерва которого хранится в долларовых активах.
Гражданам же нашей республики, охваченным неподдельным интересом к курсу валют доллара и евро, представляется любопытным, как они поведут себя в следующем году. Это будет непосредственно связано с моделями выхода из кризиса, используемыми США и Еврозоной. Единственное, что их объединяет, так это то, чтобы любыми способами добиться снижения их курса относительно друг к другу. Реакция властей США на вызовы кризиса заключается в смягчении денежно-кредитной политики, основного фундаментального фактора, определяющего долгосрочную динамику доходности казначейских бумаг и ослабления доллара. За этим может последовать ограничение доходности долларовых активов, инфляционные ожидания и, как следствие, повышение цен на сырьевом рынке.
Страны Еврозоны пошли по другому пути, суть которого заключается в снижении государственных расходов, экономии бюджетных средств и доведении дефицита суверенных бюджетов государств до 3% от ВВП к 2013 году.
Такой подход чреват существенным понижением социального статуса различных слоев населения этих стран. Проблема европейских суверенных долгов, подобная той, которую мы наблюдаем в Ирландии, будет препятствовать финансовой экономической стабилизации в Еврозоне, но навряд ли сможет обратить эти тенденции вспять. На очереди могут встать аналогичные проблемы в Португалии, Испании и, возможно, даже в Италии. Если в случае с относительно небольшой экономикой Ирландии удалось погасить назревающий дефолт кредитом в 85 миллиардов евро, то случись такое с Испанией, потребуется по разным оценкам 400-500 млрд. евро. Тогда созданный на скорую руку временный стабилизационный фонд 750 млрд. евро не покажется таким уж и большим.
Дефолт в одной стране Еврозоны может дать повод спекулянтам атаковать другие слабые страны и даже благополучные и это подорвет доверие к евро. Вопрос соотношения курса валют евро/доллар будет во многом зависеть от того, насколько неприятие стропового риска в Еврозоне окажется ниже, чем фундаментальные проблемы экономики США, решаемые политикой количественного смягчения. Скорее всего, следует ожидать дальнейшее снижение курса доллара и надувания пузырей на рынке сырья.
Подобный ход событий в 2011 году для Азербайджана может сулить профицит бюджета в первом полугодии и если не последует обвал цен на рынке нефти, то и во втором полугодии 2011 года. В этом случае республике будет трудно удержать курс маната по отношению к доллару США на нынешнем уровне 0,8 $. По всей вероятности, можно ожидать укрепления маната и очередного раунда борьбы за удержание годовой инфляции в пределах 10%. Курс евро по отношению к манату будет определяться как производная от текущего соотношения кары евро/доллар на мировых рынках.
Такой прогноз вероятен при благоприятно складывающейся международной политической обстановке. Тут можно вспомнить, что экономисты даже в самих США спорят о том, что послужило выходом из Великой депрессии: проводимая президентом США политика модернизации экономики и строительства дорог, или начало 2-й мировой войны…
Думается, что 3-й мировой не состоится, а вот провокация локальных конфликтов вполне возможна.
Чингиз Велиев