Гамлет Гюльзадян: «Я хоть сейчас готов сесть в машину и поехать в Баку»
Эксклюзивное интервью 1news.az с актером театра и кино, режиссером Ванадзорского государственного театра (Армения) Гамлетом Гюльзадяном, окончившим ВГИК и являвшимся учеником народного артиста СССР Армена Джигарханяна.
- Гамлет, как человек искусства, как вы считаете: имеет смысл посредством общения деятелей искусства и культуры Азербайджана и Армении попытаться найти пути решения Карабахского конфликта методом привлечения общественности двух стран?
- Я думаю, что шанс всегда и везде есть, просто надо найти красную нить, благодаря которой обе стороны смогут найти общий язык, договориться между собой. Необходимо лишь найти эту красную нить, по которой нужно идти.
Я не политолог, поэтому не знаю, как и о чем ведут переговоры главы Армении и Азербайджана, но я знаю, что решение все равно будет. Я прихожу к тому выводу, что решение рано или поздно все равно будет достигнуто.
Когда оно будет найдено, через 10 лет, через 20, не знаю, но оно точно будет. Лично я, как отец, муж, как гражданин Армении, не хочу, чтобы этот вопрос решался войной. Она не выгодна и ни одной из сторон конфликта, так как приведет к огромным людским потерям.
Я не хочу сказать, что кто-то из конфликтующих сторон сильней, что кто-то пострадает от войны больше, а кто-то меньше, но лично мне ужасно неприятно только от одной мысли о том, что моя страна будет воевать. Из-за одной этой мысли уже мне не спится, у меня пропадает аппетит и желание работать.
Я уверен в том, что наши президенты смогут найти общий язык. Не имеет совершенно никакого значения, кто будет посредником в этом конфликте – ООН, Евросоюз, Россия или кто еще – нам, рядовым жителям двух стран, это не важно, главное заключается в том, чтобы он разрешился мирным путем.
- В советские времена между нашими республиками были тесные связи, в том числе культурные. Деятели искусства и культуры активно участвовали в общественной жизни и культурном обмене. Что вы можете сегодня предложить в этой сфере, допустим в постановках каких азербайджанских режиссеров вы бы хотели сыграть?
- В какой-то мере это провокационный вопрос (смеется). Но я готов ответить на него. То, что я, как человек искусства, думал, думаю и буду думать так, как я скажу, это однозначно: искусство не имело никогда и сейчас тоже не имеет границ.
Я буду более чем рад выступить в любом городе, потому что нам, актерам и режиссерам, нужна лишь площадка и больше ничего. Давайте приведу конкретный пример. Я обожаю Муслима Магомаева, ну очень люблю я его самого, его творчество, его голос для меня звучнее других. И у нас в Армении, и у вас в Азербайджане есть замечательные исполнители с сильными голосами, которые могли бы спеть дуэтом. Если я когда-нибудь увижу такой дуэт, то в тот же миг умру от радости.
Примерно полгода назад я совершенно случайно включил спутниковый телеканал, по которому в тот момент как раз показывали выступление Зейнаб Ханларовой. Я помню ее выступление в Ванадзоре, если не ошибаюсь, в 1979 году, это было нечто. Так вот, у нас в Армении тоже есть замечательная певица Офелия Амбарцумян. Если бы они спели дуэтом, и сказали, что мы, люди искусства, против войны, против конфликта между двумя нашими народами. А я, как актер театра и кино, как режиссер, готов принять любое приглашение из Баку.
- Может вам, как режиссеру, имеет смысл заняться театральным проектом, в котором бы играли армянские и азербайджанские актеры, а затем выступить в Баку, Ереване, в других азербайджанских и армянских городах?
- Конечно это хорошая идея и не новая. Если я не ошибаюсь, в 1988 году, когда только разгорался конфликт, армянские актеры были в Баку как раз по этому вопросу. Но все дело в том, что мы, люди искусства, точно не решим этот конфликт. Но мы можем способствовать наступлению мира, говорить об этом, предлагать что-то. Представьте себе, что меня пригласили в «Мосфильм» на съемки фильма. А в фильме, например, моего сына, или моего отца, моего друга, играет актер-азербайджанец. И что, мне следует отказаться из-за этого от съемок? Для меня это неприемлемо. И, поверьте, так думаю не только я один.
Если будет политическое решение, я только буду рад приехать в Баку. Более того, я готов хоть сейчас сесть с вами в машину и поехать в Баку, чтобы выступить в театре. Клянусь всеми святыми. Мне с азербайджанцами делить нечего.
- Очень смелое заявление. Вас не беспокоит, что, как и в случае с Арменом Джигарханяном, которого подвергли критике и оскорблениям за то, что он готов приехать в Баку, некоторые люди в Армении вас могут просто не понять?
- Я не считаю, что в беседе с вами сказал что-либо такое, из-за чего в Армении меня бы стали критиковать. Конечно, моя миротворческая позиция может кому-то не понравиться, но сколько людей, столько и мнений.
Ризван Гусейнов